Get Adobe Flash player
Главная Книга «Философия добровольчества» Политика добровольчества Воплощение политики добра

Воплощение политики добра

ы рассмотрели целостность и идеальность изучаемого процесса. Но вокруг всё тот же несовершенный мир человеческого общества, переполненный корыстным индивидуализмом нашего естества, анархией противоречивых мыслей и нестойкой верой. И всё же, пришло время реализовать мгновение, когда человек безразличный и расчётливый превращается в добровольца, активиста, энтузиаста и гуманиста. Таковы условия бытия, в жизни всегда наступает момент, когда мы перестаём быть зрителями и слушателями, когда ощущаем необходимость в действии, в творчестве, в участии. Воспитав эту готовность, каждый человек начинает уделять исключительное внимание практике, поступку, конкретному доброму делу. Только при этих условиях в людях происходит индивидуальное духовное пробуждение, природная, совершенно естественная способность проявлять добрую волю. Эта необходимость действия не ждёт внешних обстоятельств, она не терпит логики и объяснений, она меняет мир вашей личности прямо сейчас, немедленно, исходя из совершенно реальной внутренней природы Веры.

Конечно же, вначале непосредственное свершение доброй воли рождается из истоков материальности, конкретики прикладных дел. Всё прекрасное и доброе произрастает только из ваших рук – трудящихся, созидающих, творящих. Важно понимать, для кого и чего мы торгуем, лечим, учим, строим, готовим, сажаем, ваяем или пишем. Цель и смысл собственной жизни – вот важнейший вопрос для каждого человека. Каково наше индивидуальное предназначение – вот мир личной истины. Не ошиблись ли мы в своей жизни – в учёбе, в творчестве, в любви, в исканиях – вот предмет истинных переживаний. В этих вопросах и ответах перед людьми разверзается пропасть между континентами человеческого естества – душой и телом, умом и природой, волей и чувствами. Как преодолеть эти моря и океаны беспокойства, непонимания, сомнений, немощности? Как достичь единства своего внутреннего мира? Как найти согласие с обществом и природой? Перед вами встаёт самый глобальный шаг всей жизни – движение к поиску благополучного соприкосновения этих совершенно «противоположных» сторон бытия. В итоге политика доверия и веры становится тем ключом, который способен приоткрыть двери в мир вашего согласия духовного и расчётливого образа жизни, к тем возможностям, которые всегда были рядом, но мы до этого не видели их, не осознавая этого присутствия.

Примером может послужить сфера нашего иррационального поведения. Ведь когда мы говорим о любви, то бесспорно сталкиваемся с тем, что свершается где-то в пространстве, бесконечно удалённом от логики повседневных рассуждений. И всё же, что если мы рассмотрим жизнь со стороны «циничного» расчёта, с точки зрения «бездуховных» путей бытия, вычеркнув любовь, доверие и веру из списка социальных мотивов? Не секрет, что в процессе жизни каждый человек в большей или меньшей степени накапливает материальный опыт, расширяет среду обитания и, наконец, в достатке собирает материальные блага. Это логично и общепринято. Возможно, вы удивитесь, но именно из этих всесторонних накоплений рождается материальное, разумное, душевное и, наконец, духовное совершенство. Когда раствор насыщен, когда условия благополучны для нового действия, то знания химии утверждают, что происходит качественное изменение структуры вещества и начинают образовываться кристаллы. Все точно также происходит и в человеческой жизни. Не будет ошибкой, ели мы используем законы физики и химии в рассмотрении принципов духовного роста зерна жизни, ибо в мире бытия всё подобно – малое великому, а глобальное начальному.

В таких случаях, когда человек живёт лишь материальным, лишь накопительством и собирательством материальных благ, оказывается, с ним также происходят удивительные процессы, которые неминуемо ведут к росту самосознания, самосовершенствованию и духовному преображению. Именно в мгновения материальной насыщенности в людях ослабевает желание только приобретать, в этот период мы теряем смысл этого деяния. Достижение вершины всегда рождает вначале удовлетворение и тщеславие, но в скором последствии разочарованность и потерю интереса к дальнейшему росту, ввиду отсутствия возможности соревноваться с кем-то. Так исчезают материальные координаты нашего расчёта. Просто ты остаёшься один на самом пределе мировых возможностей – компетентности, богатства, роскоши, знаний, в общем, любого рода количества. Абсолютное число достигнуто! Первенство утверждено! Но радость от этого быстро проходит, и остаёшься ты… Один – без смысла этой долгой гонки собирательства, накопительства и самоутверждения. Один – потому что все отстали, а точнее покинули тебя, оставив наедине с эго. После такой гонки, утеря столь логичного, понятного и привычного смысла жизни, – это смерть. Гибель всего того, чему ты доверял, во что ты верил и что «любил». Приходит мгновение, а порой и вечность – без смысла. Это крах – крах всей жизни, всех стимулов и идеалов. Но именно в этот момент эгоистические путы животной логики отпускают пресытившихся и расчётливых в мир свободы бессмыслия, в мир раскрепощённого, нелогичного решения и действия в неведомое.

Смерть стереотипов нашего мышления – это всегда начало. Гибель самомнения – это рождение истинного, чудотворного внимания. Во всём и всегда, чтобы родиться для нового – надо в чём-то умереть, от чего-то отказаться, что-то утерять. В этот момент очень важно, как в процессе рождения кристалла, найти опору для рождения, для новой жизни и роста качественного перевоплощения известного количества в новое качество. Так от внимания к себе мы переходим к готовности услышать Его – мир, окружающий нас. Тот мир, который нужен нам, который ждёт и любит вас и надеется на взаимность. Какой будет эта опора, этот повод изменить образ жизни значения не имеет. Им может стать увлечение культурой и красотой, согласие с природой и стремление к экологическому балансу, здоровому образу жизни, милосердие и нахождение вероисповедания или любого иного пути духовного самосовершенствования. Но чтобы там, ни было, мы начинаем понимать, что вокруг есть те, кому мы могли бы помочь, поддержать материальным богатством, душевным сопереживанием и, наконец, духовной верой и творческой волей. Так через перевоплощающееся, но неизменное «есмь» мы всё равно приходим к своему истинному «я», дабы взрастить в себе столь искомую целостность и гармонию.

Пути людей неисповедимы и нет никакого судейства и рекомендаций на извечно происходящий выбор. Ведь каждая из дорог приводит к одному и тому же результату – к рождению доброй воли, к любви и доверию. Иного пути нет.

Бывают те, кто родился с этим даром, с этим стремлением и готовностью. Но общество людей ясно говорит о том, что тех, кто не родился значительно больше. Не родился, но живут. Те, кто не дошли, не успели, задержались. Здесь уже иная тропа этого пути, когда насыщенность материальными благами рождает разочарование в смысле бытия, отвращение к себе и жизни. Конечно, это толкает людей к новым поискам, но чаще к гибели. Это происходит, когда мы не находим опоры для потерянности и одиночества, когда образовавшаяся пустота взыскует к полноте, но не находит первичных, благоприятных условий. Тогда вновь урок, новый круг страданий и вновь возможность находки! Не проходите мимо этих слов – если для вас, конкретно Вас, мой читатель, уже всё ясно и понятно с доброй волей, то это не значит, что у близких всё так же прекрасно. Будьте внимательнее к ним. Если Ваше сердце переполнено любовью и верой, то не стесняйте себя и не забывайте поделиться этим богатством с друзьями. Одним словом, мыслью, а порой просто взглядом Вы можете спасти их! Оценивая важность сказанного, сегодня мы обязательно должны подумать, что же дарует окружающим людям эту опору, для утверждения и «кристаллизации» добра и любви в сердце, что пробуждает нашу веру в то Ничто и Нечто, что «противно» материальности и расчёту, но оно принимает их, наполняет и главенствует над ними.

Промахи, страдания и достижения – это уроки, указующие на человеческое сердце, на необходимость отказаться от страстей и ума и довериться доброй воле, которая живёт в нас. Порой, долгие и не прямые пути не позволяют пройти эту дорогу за одну жизнь, но каждый шаг – это намёк на истинный путь, зовущий к доброму делу. Чем меньше в нас веры и доброты, тем более жестоко мы относимся к себе, к жизни, к нашему гуманному началу. Именно так в тенетах расчёта от материального насыщения, пресыщения и усталости рождается первое добровольчество, готовность протянуть руку, душу и сердце помощи потребности жить добром. Блажен тот, кто родился с доброй волей, и несёт её людям через всю свою жизнь – в этом счастье и любовь, радость и зрелость нашего человеческого естества. Словно Ангелы они проходят меж нами, освещённые «неведомым» солнцем абсолютной веры в Добро и Любовь. Миллионам людей неведом этот свет. Его нет там, где отсутствует жертва, где не пробудилось служение миру, людям, природе, вере, где нет истинной Любви. Но каждый из нас знает этих людей – они всегда отчётливо видны на сером фоне мирских проблем. Их любят и ненавидят, их зовут и гонят, ими восхищаются и унижают, но в них никогда не увидишь перемен – любовь и свет всегда горит в их добрых, чуть детских, но чрезвычайно внимательных глазах.

Процесс рождения первичной доброй воли похож на то, как судьба забрасывает в раковину моллюска песчинку, а результатом является прекрасная жемчужина. Сегодня человечество довольно успешно во многом пытается оспаривать это право «судьбы». Именно через наблюдательность и разумность мы уже создаём миллионы перламутровых жемчужин, искусственно воссоединяя ничтожные песчинки и сложившиеся благоприятные условия природы.

Рассматривая этот пример, должно понять, что нечто подобное можно свершить и в воспитании доброй воли.  Осталось лишь внести «песчинку» доверия в сердца людей, в собственные души, в жизнь наших детей. Конечно же, важны и условия роста. Но без основы не может быть результата. Если есть к чему приложить силы, то остается только время и кропотливая работа. Тогда не будет разочарований, трагедий и бессмысленных жертв. Этот простой пример нужно понять, посеять его в сердце и взрастить результат нового отношения к своей и к окружающей жизни.

Человечеству необходимо уделить особое внимание тому, что же мы сеем в сердцах молодых людей, какую основу мы даруем и прививаем им – страх или веру, расчёт или сопереживание, конкуренцию или согласие, безразличие или любовь. И каждый год их жизни – это повод для совершенства. Сколь велико Бытие по сравнению с теми крохотными мгновениями, когда в нас формируется Человек: характер, мировоззрение, разум и сознание. Присмотритесь, как чувствителен ребёнок в первые семь лет своей жизни, ведь его основа ещё не крепка, её легко повредить, заразить страхами и страстями, безразличием и эгоизмом. Но помните, что у нас есть «золотой корень Жизни» – добровольчество, служение обществу и взаимное согласие. Вот истинные условия, которые столь необходимы для роста Сознания в каждой детской душе.

Разве не в этом скрывается особый смысл и важнейшая роль добровольчества, тех «маленьких» добрых дел, которые мы можем и должны совершать? Именно такой образ жизни, такой взгляд может даровать миру благополучные условия, которые раскроют в сердце каждого человека истинную красоту Бытия. Только добрая воля и совместный труд могут дать детям и молодёжи настоящую, творческую основу жизни в их неполные пятнадцать лет. Ведь именно в этом возрасте они становятся взрослыми. Далее – это уже их решения, жизнь, надежды и откровения. Но если рядом будет жить добрая воля, если есть востребованность готовности юных сердец, если все мы вместе, то ничто не сломит этой потребности творить добро. И через двадцать лет рядом с вами будет стоять друг, собрат, семья, Человечество.

Конечно же, в окружающем мире материальной жизни эти стихии качественного роста естества чрезвычайно сокрыты друг в друге – в этом наша сила и слабость. Сила в том, что они есть, что они ждут внимания и участия, а слабость в том, что многие слепы и не внимательны к себе и окружающему миру. В кутерьме человеческой суеты очень часто сложно оценить те возможности, которые окружают нас. Сложно определить какова суть и качество воли, которая их создала. Даже полезные итоги, порой приходят не от благородных порывов. А благие пожелания не редко становятся проявлением человеческой слабости, вожделения и страсти. Часто мы путаем добрую волю со вседозволенностью и наши дети становятся не просто эгоистами, а ненавистниками всего доброго и творческого. А жёсткая дисциплина и материальные лишения, «крадущие» минутки непринуждённого детства, часто наоборот рождают веру и духовный героизм в юных сердцах. Общественные правила и нормы часто исправляют эти личностные порывы, сглаживая эгоцентричный субъективизм или душевную чувствительность среднестатистической реальностью. Но для нашей личности эти шаги, словно скрижали, вносимые в душевный пантеон, и по итогам жизни либо предъявляющие счёт за бесцельно прожитые годы, либо дарующие вам крылья Бессмертия.

Важно понимать, учимся ли мы у себя, у жизненного опыта или списываем всё на судьбу, на «виновных», на кого-то другого, забывая про главного героя жизни – про себя. Стоит принять как должное, что все конечные, мимолетные, надуманные, не истинные свойства материального естества быстро покидают нас, и мы остаёмся наедине с последствиями. Когда за «любовью» скрывается вожделение, корысть, праздный досуг или безысходность, то, пройдя иллюзию праздничных и новостных событий, однажды утром мы вдруг недоуменно глядим на бывшего друга или партнера, словно чужие люди.

Когда мы затеваем доброе дело, но малодушные, «благие» намерения разбиваются о материальные реалии бытия, то мы часто клянём себя за легкомыслие, а окружающий мир обвиняем в жестокости и безразличии. Когда мы что-то начинаем, то часто забываем, о самом важном венце дел – о результате. Ведь благие пожелания превращаются в добрую реальность только при условии свершения практического дела принятого душой, сердцем и окружающим миром.

В жизни я часто говорю знакомым людям: творить добро – это просто. Но нет ничего более затруднительного, чем сотворять добрые дела и быть нравственным человеком. Просто – для тех, кто принял иное мышление, кто не может жизнь без добра и веры. Но для тех, кто расчётлив, логичен, переполнен сомнениями добро и нравственность – большое и серьёзное испытание. Поэтому, часто начиная доброе дело, прикоснувшись к любви и сотворчеству, многие, столкнувшись с первыми затруднениями и непониманием, бегут прочь. Конечно же, в эти горестные мгновения рождается обида – а была ли любовь, а было ли доброе дело или это было наваждение, мираж, сон? Первым делом люди обвиняют в неудачах кого-то другого. Конечно же, проще обвинить мир и друга в измене и непонимании, нежели поискать изъяны в себе. Разум часто припоминает все лишения и обиды, отзываясь болью и ненавистью к тем, на кого мы обращаем своё, не оправдавшее надежды, внимание. Но ведь всё это может быть и иначе? В роковые мгновения самым важным является выбор: готовность уступить обстоятельствам и остаться на иждивении друга, взорваться ненавистью и агрессией претензий или вдруг увидеть нового человека, иное мышление, иное восприятие жизни и постараться достичь согласного, созидательного решения и истинной любви. Это иное – это и есть добрая воля. Воля к согласию, воля к совершенству, воля к красоте и творчеству. Именно добрая воля является тем «чудом», которое становится опорой для «кристалла» нашей души – истинной и всеобъемлющей веры в добро, «песчинкой» совести, неожиданно поселившейся в сердце вашего ребёнка. Именно так рождается человеческая семья, доверие, общество, процветание мира и первое осознанное добровольчество.

Как вы понимаете, только благополучный исход событий можно назвать истинной доброй влей, той любовью, которая родилась из веры и духовного богатства. В остальных случаях мы должны научиться искать своё доверие и осознанность стремления создать мир любви и единства хотя бы в собственном сердце. Если мы не смогли сделать даже этот первый шаг навстречу себе, то нам никак не стать добровольцами. Итог красноречив. Если мы не нашли себя, не раскрыли собственное «я», то будем обречены на долгие скитания во внешнем мире, пока не остановимся и не вглядимся в зеркало, где в собственном отражении на нас будет смотреть человек, которого мы так долго искали. Важно понимать, что прежде чем начать чем-то делиться необходимо это нечто создать. Чтобы испить из источника полноты и богатства, необходимо его накопить, собрать, взрастить и взлелеять. Духовно оно или вещественно – это лишь тропа, а путь уже начат. Там, через мгновение, на следующей странице за вами тот шаг, соответствующий выбор, свершение намерения и реальное дело, которое однажды необходимо сделать.

Дальнейшая политика прикладного добровольчества может показаться многим очень простой «технологией». Если любовь, готовность «уступить» ближнему и способность творить добро созрели, и мы сделали первый шаг, и воссияла единством новая семья, новая дружба или творческое или духовное братство, то может быть и все последующие шаги столь очевидны? Но в практике реальной жизни напрашивается иной вывод, что, скорее все последующие действия могут быть совершенно непоследовательными. Они могут быть даже крайне противоречивы, потому что каждый шаг во внешний мир это жертва, это сопереживание, это ваша добрая воля, силы, свежее, неординарное решение. Это постоянный выбор, пробы и ошибки. В мире бытия, в мире разумности и трепещущей под обстоятельствами жизни души есть много лукавого, двойственного, искусственного. Есть старая пословица: не ошибается только тот, кто ничего не делает. Но абсолютное бездействие – это смерть, отказ от жизни, от любви, от доброй воли, от Творчества. Порой, найдя внутренний душевный покой или материальное благосостояние, мы боимся утерять его, опасаясь, что либо, предпринимать. Этот путь «сытого» нейтрального бездействия выбирают многие люди, довольствуясь малым, своим, личным. Но сегодня мы учимся мудрости – как Жить, а значит, как свершать деяния, как достичь совершенства, как сеять и пожинать только доброту на нивах мирового Бытия.

Присмотревшись к себе и миру, можно утвердиться в том, что во всех шагах жизни есть одна очень важная закономерность и правило духовного развития человека. Каждый шаг не может противоречить предыдущему. Построив дивное творение духовного устремления, мы не можем позволить разрушиться не только фундаменту, но должны рачительно и внимательно относиться к каждому «кирпичику» этого строения. Именно так растёт наша семья – от любви к матери и отцу, к своей половинке и детям, до любви ко всему миру людей, ко всей планете и даже к Вселенной. Мы должны и можем приять и полюбить их такими, каковыми они пришли в этот мир, со всеми плюсами и минусами, со всеми порой добрыми, а порой противоречивыми особенностями характера. Только подобная политика любви и соответствующее практическое добровольчество помогут смягчить многие стороны жизни. Помогут утолить жаждущего, смерить воинствующего и укротить эгоистичного. Только в таком творчестве скрывается та сверхприбыль, та геометрическая прогрессия человеческого, чудесного феномена появления нового образа жизни, которая становится нашей истинной сверхмудрой и всеохватной осознанностью.

Но возникает вопрос: как же оторваться от материальной зависимости и найти время для духовного роста? Как ввести это благое деяние в практику жизни сообщества людей? Ведь мы постоянно в работе, в поиске «хлеба насущного», в ответственности перед потомством, близкими, друзьями и коллегами? В итоге человечество так спешит, что порой многие не замечают, как улетают десятки лет жизни на суету, в соблюдении миллиона формальностей. Но ведь ответ уже найден? Систематизация мыслей и дел, организация работы, уделение внимания сознанию – это уже прорыв. Поиск любви и согласия в сердце – уже решение! Творчество и милосердие – уже образ новый жизни!

И всё же, стоит повнимательней посмотреть на то, чем живёт каждый человек. Каковы заботы и дела ваших повседневных будней? Пришло время выявить возможности сотворения добрых дел в личной практике жизни, как источника глобальной политики добра.

Пусть я повторюсь, но базисом материальной жизни, а значит, и основой времяпрепровождения всех людей стала забота о собственной жизнеспособности. Понятно, что проблемы материального обеспечения безопасного образа жизни целиком занимали человеческое сознание долгие тысячи лет. Но современная социализация и технический прогресс позволили понемногу, шаг за шагом освободиться от многих тяжких вериг бытия. Подобное объединение разумных интересов принесло свободу и огромное накопление жизненного ресурса – времени, освобождённого от материальных обязанностей! Таким образом, разум, оторвавшись от проблем выживания, породил новую, качественно иную заботу, а для кого-то даже страдание. Так через незанятость и праздность родилась скука, хандра, чувство невостребованности и одиночества.

Сегодня в мире человечества празднует досуг – свободное время от проблем выживания. Стоит отметить, что современный мир технических и социальных решений освободил многих от первичных проблем обеспечения выживания в столь значительной мере, что основой жизни стала организация траты свободного времени. С решениями этого вопроса вы хорошо знакомы – это время мы расходуем на себя. Но каковы пути этих трат? Знания, спорт, туризм, и трудоголизм? Салоны красоты, блуждание по магазинам, обжорство, экстрим и власть? Бесконечные телесеансы «мыльных опер», видеоигр, Интернет переписки? Или культура, искусство, вера, милосердие, добровольчество? Конечно же, каждый знает, что безмерная праздность заняла самое первое место в списке человеческих деяний. Социальные реформы, борьба за права, коллективизм и урбанизация привели людей к приобретению самой заветной ценности – материальной свободе. Только мы оказались не готовы к этому дару, свободное время стало не помощником, а нашим убийцей.

Как такое могло произойти? Ответ хорошо известен каждому. Прожигание времени – это самая известная форма современной человеческой жизни. Мы трудимся в полруки, живём в четверть сердца, изнываем от бессмысленности и формализма свершаемых поступков. Но стоит признать, что свободное время могло бы позволить людям уделить внимание своему духовному воспитанию. Осталось сделать только шаг – шаг в сторону своего настоящего, истинного гуманистического предназначения.

Не в этом ли скрыта политика глобального планетарного добровольчества и будущего процветания нашей цивилизации? Мы видим, что современные информационные технологии позволяют в мгновение ока объять весь мир жизни одной мыслью, словом, решением. Экономические ресурсы давно способны освободить нас от материальной и даже психологической зависимости. Глобализация человеческого общества готова к принятию единых решений. И всё же мы чего-то ждём, всё так же, как тысячи лет назад требуя от окружающего мира «хлеба и зрелищ», убивая время в потакании слепой бездумности и похотям своего телесного естества.

Глядя на происходящее, пришло время признаться, что политика любви и милосердия есть, она живёт в каждом человеке, «скрываясь» в наших сердцах. Она живёт в вашей исключительно индивидуальной готовности сделать шаг к единству и практике воспитания всемирной осознанности через наших детей, через молодежь и через практические добрые дела, через искреннее стремление к светлой части своей человеческой природы. Свободное время и досуг – это не повод растлевать плоть и душу. Свободное время, каждое мгновение, каждая минута, каждый день и, наконец, вся жизнь – это наша возможность стать человеком, Человечеством и растворить в Вере и Сознании все противоречия этого бесконечно двойственного материального бытия.