Get Adobe Flash player
Главная Книга «Философия добровольчества» Экономика добровольчества Развитие экономики доброй воли

Развитие экономики доброй воли

ак всё живое, движущееся и развивающееся, любой процесс и путь обязательно имеют начало, поэтому у добровольчества как социального явления также есть то мгновение, когда оно вступает в права, реализуясь в бытии. Но, вопреки двойственности мира, это не значит, что оно имеет и окончание. В этом высказывании скрываются огромные возможности, которые всё ещё ждут вашего понимания, согласия и способности возобладать ими. Словно маленький ручеёк добровольчество начинается с рождения каждого человека и как великая река может вынести личность на просторы бескрайнего океана Вечности. Практика учит, чтобы пройти весь путь и не высохнуть в песках самомнения, не превратиться в болото потребительства человеку необходимо постоянно стремиться вперёд. Стремиться, вовлекая в жизнь даже самые малые потоки сотрудничества, воссоединяя бытие всё с большим числом единомышленников, постоянно ускоряя бег русла чистосердечного служения. Океан согласия ждёт только коллективного успеха и всеохватной доброй воли, способной стать равной воле Высшей. 

Первым шагом к этим целям становится детство, тот мир, в котором нет корысти и расчёта. Только на начальных шагах существования мы с радостью и большим желанием играем в жизнь. К этому нас подталкивает любопытство, инстинкт, вера в доброту окружающих людей и энтузиазм величия собственного замысла. Далее по мере роста всё в большей и большей степени людей охватывает горнило двойственной, противоречивой материальной жизни. Что поделаешь, но чем старше мы становимся, тем меньше принадлежим себе. Всё более и более мы лицемерим, потакая миру и уступая собственное мнение чужим стереотипам мышления. Но, в конце концов, к каждому приходит, то чудотворное мгновение, когда словно просыпаясь от дурного сна, мы видим окружающее бытие совсем в ином откровенном, первозданном, целостном свете. Каков этот путь, каков этот выбор, какова та реальность и решения, которые могут привести к истине и благополучию – вот аспект дальнейшего изучения. От рассуждений о логике и поверхностных интуитивных переживаний, попробуем перейти к самой реальной и объективной практике познания добровольчества в окружающей действительности. Приготовьтесь, ведь мы приступаем к прикладному рассмотрению основ воли, как наиболее перспективного механизма развития современной экономики и человеческой жизни.

Важным аспектом этого процесса становится изучение интеграции взаимных, а, значит, комплексных экономических тенденций. Именно синтез макро общественной и микро личной экономики доброй воли раскрывает наиболее перспективный и гармоничный образ развития современного общества. Многим может показаться, что человечество основывает свою практическую деятельность на исключительно материальном, двойственном, а значит конкурентном, то есть конфликтном фундаменте экономических отношений. Чтобы разобраться в этом утверждении придётся проникнуть в азы формирования общества с целью поиска точек соприкосновения личностной психологии с принципами коллективного экономического сотрудничества. В этом шаге будем рассматривать добровольчество, исходя из прямолинейного, арифметического расчёта частной, сугубо индивидуальной выгоды и «здорового» эгоизма. В противном случае мы рискуем оторваться от материальности восприятия, что не даст вам возможности получить соответствующее общественное признание и искомую востребованность для проявления и укрепления доброй воли.

Итак, какова сегодня экономика? Как коротко и ясно описать эти бесконечные тенденции развития материального мышления современного человечества? Очевидно, что на эти вопросы можно ответить одним кратким, весомым выражением: современный мир – это повсеместная взаимная товарно-денежная зависимость. Зависимость, в которой нет альтернативы, нет индивидуальности, нет права на душевный поиск, терзания и свободу. На первый взгляд может показаться, что разговор о добровольчестве в ракурсе таких экономических отношений носит несколько не серьёзный характер. Как можно связать веление души с алчным расчётом? Абсурдно, противоречиво, жестоко, бессмысленно. Таково современное состояние «экономики» и мышления отдельной личности. Да, именно в кавычках надо определять такой взгляд на экономику, так как сегодня в этом понятии почти не осталось самого важного, составляющего его элемента – доверия. Но так ли это, если рассмотреть экономические взаимоотношения с точки зрения их перспектив, социальных тенденций и развития современного мира? Мы уже говорили о том, что основой возникновения и самой целью создания института общественной экономики явилась жизнеутверждающая потребность людей во взаимовыгодном сотрудничестве. Само понятие взаимности говорит о равноценном обмене и распределении тех ресурсов, которые необходимы как для индивидуальной, так и коллективной жизнедеятельности. Но не стоит забывать и о так называемой прибыли – о том аспекте прибавочной стоимости, который позволяет людям накапливать запасы материальных благ. Именно возможность получения дохода и повышения рентабельности рождает столько противоречивых чувств и отталкивает многих от понимания ценности проявления доброй воли.

Прибыль – эта удивительная возможность получить нечто большее нежели вкладывалось в свершение того или иного результата. Она порождает алчность и желание увеличить её до бесконечного предела, тем самым обещая некие «райские кущи» безбедного существования. Важно понимать, что именно прибыль и возможность наживы перечёркивают в сознании многих людей смысл и ценность целого ряда качеств жизни – труда, творчества, культуры, нравственности и, конечно же, проявление доброй воли. Чтобы лучше понять этот казус противостояния ленивого эгоизма и социального творчества попробуем углубиться в изучение проявлений этого противоречия.

Дело в том, что этот аспект экономики присущ не только алчным желаниями, но и имеет глубоко природные основы проявления. Ведь добавочная стоимость может представиться не только в качестве процентных ставок по кредитам в жизни рантье, но и как резерв организма в способности отложить жирок на «черный день» зимней голодовки или как запас для взращивания потомства. Важно разобраться только в одном – каково должно быть соотношение между реальными затратами и получаемой прибылью? Ведь мы знаем, что в природной лаборатории любые нарушения равновесия механизма жизнедеятельности немедленно сказываются отрицательными последствиями, приводящими нарушителя к проблемам, болезням, а порой и к гибели. Именно ожирение и пресыщенность или полное истощение и анорексия рождают весь спектр неизлечимых болезней, которые омрачают жизнь миллионов людей. Таким образом, мы видим, что в основе здоровья, а, следовательно, и здоровой экономики, прежде всего, лежит равновесие и гармония соответствующей взаимной востребованности этих природных, разумных и духовных процессов.

Почему же считается, что совершенно допустимо безнаказанно взимать с ближних некую прибыль, приносящую кому-то огромное состояние, а кого-то ввергающую в нищету? Очевидно, что это не пройдёт бесследно для участников подобного процесса. Современная политэкономика во многом уже доказала пагубность таковых тенденций. Именно поэтому людей окружают законы, ограждающие общественные и государственные интересы от алчных притязаний отдельных индивидуумов, тем самым, создавая искомое природное экономическое равновесие. Этот механизм уже во многом обеспечил накопление современным обществом капитала социального характера, дарующего каждому из нас возможность «бесплатного» образования, здравоохранения, пенсионного содержания и ряда иных социальных льгот, в том числе, возможности свершения всё более прогрессивных актов добровольчества. Таким образом, ясно, что разумная прибыль является естественным, природным принципом развития жизни, не противоречащим всеобщей гармонии. А равномерность и плюсы этого свойства скрываются, прежде всего, в соответствующей взаимной востребованности, представляющей равновесие процесса накопления и реализации его между членами сообщества.

Мы видим, что основой экономической жизни современного общества стала рассматриваемая система товарно-денежных отношений. Именно она наиболее наглядно отражает институт прагматичных и разумных интересов. В практике жизни эта заинтересованность в получении взаимопонимания, выгоды и растущей в связи с этим необходимости доверять друг другу стала «проездным билетом», который сегодня помогает нам сделать новый добровольный шаг в мир целостного гармоничного развития. Стоит согласиться с тем, что важным элементом качественного перевоплощения человеческого мировоззрения стало введение денежного эквивалента в обмен на результаты труда – товары и услуги. Подобный шаг невозможно было бы свершить без соответствующего взаимного согласия. Только акт расширения экономических интересов потребовал столь массового добровольного решения по замене необходимых конкретных материальных благ на условный документ – в данном случае денежный эквивалент, «гарантирующий» каждому их последующее получение. Стоит сказать, что более ранние этапы развития человеческой экономики не имели столь глобальных последствий, нежели акт введения товарно-денежных отношений и создания шкалы ценовой, то есть стоимостной политики. Только это соглашение дало человечеству возможность расширить границы взаимоотношений до планетарного размера и до сих пор является одним из основополагающих договоров в мире всеобщей жизнедеятельности.

Реализовав этот очередной шаг развития, человечество приобрело последующую возможность косвенного накопления прибавочной стоимости в виде особо ценных, но не имеющих конкретного количественного характера вещей – драгоценных металлов, минералов и денежной массы. Хотя надо отметить, что очередным немалым экономическим и добровольческим достижением последних лет стало превращение наличных средств в виртуальное понимание ценностей, когда на их место встают пластиковые карты и безналичные платежи. Теперь мы во многом оцениваем труд и необходимые товары лишь в условной форме цифровых кодов, определяющих весьма невесомое понятие цены, что скорее похоже на договор, то есть добровольное, но при этом исключительно рассудительное соглашение о сотрудничестве по равноценному оказанию взаимных услуг. Нам приходится доверять друг другу и мёртвые цифры сегодня стали формой этого доверия. Мы не привыкли думать обо всём этом. Люди просто пользуются тем, что предлагает сложившаяся финансовая, государственная или межгосударственная система жизнеобеспечения. Но если, всё же, оценить происходящие процессы глобализации экономических отношений в рамках жизнедеятельности человеческой цивилизации, то мы видим, что это приводит современное человечество к пониманию воплощаемого сегодня единого соглашения по реализации взаимной, коллективной доброй воли в проявлении всеобщего доверия.

Только постоянно нас что-то мучает, что-то нарушает наше экономическое равновесие? Что это? Бесспорно, ответ очевиден – это наш эгоизм, рождающий алчность и лень, подталкивающий многих людей к обману своих ближних посредством бесконечного увеличения стоимости или рентабельности своей работы, услуг или творчества. Когда цель жизни человека в его психологии представляется не в творческом порыве сделать мир лучше, а в увеличении цены для «роста» собственного материального благополучия. Именно поэтому сегодня общество постоянно сталкивается с кризисами – это явный признак серьёзного заболевания нашего доверия глубочайшим эгоизмом. И всё же доверие есть, и цивилизация обязана своим существованием только этому явлению. Только добрая воля и согласие даруют нам мир. Это важно понимать, потому что, усиливая эти институты нашего бытия, тем самым мы способны излечить все социальные проблемы, уравновесить экономику и придти к всеобщему согласию и процветанию.

Но если есть доверие, то зачем нужны деньги? Что сегодня отделяет людей от полной отмены материального эквивалента и цифр в оценке и свершении труда и восполнения взаимных услуг? Какова роль этих мёртвых бумажек, цифр и бесконечных математических расчётов в человеческой жизни? Ведь без них гораздо легче? Эти почти детские вопросы на самом деле приводят к очень серьёзным ответам, отражающим качественное состояние психики, логики и соответствующей осознанности большинства людей. Мы понимаем, что когда общество планеты представляло разрозненные, воинственные племена, то весомые монеты представляли очень важную роль нахождения согласия и сотрудничества между людьми, так как заменяли несформировавшийся язык разумного материального взаимопонимания. Но что сегодня значат для людей числовые коды стоимости вещей и зарплат? Если исчезнут ценники, денежные суммы и ценные бумаги, что тогда будет, чем мы рискуем? Ответ очевиден. Мы рискуем гибелью цивилизации, приходом грабежей и насилия, разрушением сложившихся отношений и понимания качества и ценности жизни. Оказывается без цен и стоимости очень сложно оценить собственную жизнь, определить обязанности и потребности, смирить живущие в нас страхи, алчность, эгоизм, зависть, леность и похоть. Получается, что царствование цифр над людьми заключается в личной эмоциональной, психологической, разумной и духовной несостоятельности. В отсутствии должного нравственного воспитания. В потакании бессознательному, в худшем смысле этого понятия, животному отношению к жизни. В этих словах легко увидеть ответ и утверждение прописной истины – в наших душах и сердцах живут неизжитые страсти, желания и проблемы. Поэтому если даровать свободную волю и освободить людей от взаимной цифровой ответственности, то мы тут же откажемся от всего того, что свершаем ради денег. Просто, в мире людей нет сознания и умения находить и делать любимое дело без принуждения со стороны законов, общественных норм и правил, без логики цифр и канонов общепринятой морали. В нас нет любви к самим себе, к красоте и совершенству жизни, к доброй воле всеприсущего творчества. Нет понимания естественных – не рекламных, не гипертрофированных эго и фантасмагоричной похотью представлений о реальной потребности. Нет осознаваемой, а значит, естественной, гармоничной необходимости в еде, в жилье, в одежде, в общении и взаимопонимании, в межличностных и половых отношениях, во взаимодействии с природой и совестью. Сегодня всего этого нет. Ведь осознанность, к которой мы здесь стремимся – это, прежде всего, доверие и добрая воля, тот ключ к заветным дверям страны, которую мы называем гармонией. Это та столь нужная способность слышать своё материальное и духовное естество, которое столь необходимо для того, чтобы стать счастливыми. Слышать ближнего своего и находить созвучие, соотношение, равновесие, совершенство сосуществования и развития внутренней и внешней доброй, а, значит, согласной воли.

Именно этого не хватает, чтобы победить извечное, природное, животное недоверие друг к другу. Разве возникли бы такие вопросы, если бы мы любили свою работу, ближних, знали меру для обеспечения достойной, культурной жизни и исходили из принципа: не навреди ближнему? Воспитав такое позитивное мировоззрение, мы бы даже не заметили исчезновения денег. Зачем нужен расчёт, если есть взаимное доверие и понимание, а любовь наполняет трудолюбивое сердце? Очевидно, что если каждый был бы на своём месте, был счастлив и благополучен, то людям не нужны были бы никакие денежные коды. Но пока мы видим всеобщее помрачение эгоизмом, ленью, бездумностью, праздностью, а как следствие беспрецедентную власть цифр над людьми. Именно цифры охраняют и блюдут сегодня наше право, личную и коллективную нравственность и честь. Сегодня закон и моральные принципы – лишь слуги у этого господина, сковывающего наше свободное доброе волеизъявление. Бесспорно, это тоже достижение, это тоже шаг навстречу осознанности, это тоже добрая воля. Просто, таково сегодня её качество и состояние общественного самосознания.

Рассматривая эти выводы, не сложно догадаться, что любое человеческое начинание, в том числе и экономика, прежде всего, требуют соглашения сторон и проявления соответствующей доброй воли. В противном случае приходит конфронтация, не позволяющая людям свершить акт гармоничного воссоединения в принятое понятие сообщества. Именно эти обстоятельства оборачиваются в дальнейшем столь распространёнными межличностными конфликтами, экономическими кризисами и кровопролитными войнами.

Стоит сказать, что за тысячи лет наряду с денежным эквивалентом в жизнь людей вошёл и ещё целый ряд добровольных соглашений. Попробуем рассмотреть эти достижения более подробно, так как они также являются важными составляющими жизни и актом взаимного экономического доверия. Самыми первыми условиями выживания стало взаимное согласие в мире родственных уз – в семье, в роду, в государстве. Только из этих условий родились ныне существующие денежные отношения и вся последующая экономика человечества. Стоит заметить, что первая ступень доверительных взаимоотношений – семья, не требует между её членами товарно-денежных отношений и носит чисто добровольческий характер. Если семья строится на материальных основах, то отношения между людьми теряют добровольческие, а значит, духовные и нравственные качества. Подобное бесчувственное объединение по расчёту в практике жизни носит неустойчивый характер и склонно к быстрому распаду. Таким образом, понятие полноценной семьи мы можем рассматривать, как первый шаг человечества в мир взаимного доверия и первого шага к исключению расчёта из межличностных отношений.

Следующей ступенью взаимной доброй воли стало создание внутри родовых, межсемейных отношений. Род – это совокупность семей, формирующих единение на биологической основе кровных уз. Именно этот образец общественной жизни позволил в наиболее гармоничной степени рассредоточить материальную ответственность каждой отдельной личности между своими собратьями перед лицом обеспечения индивидуального, семейного и коллективного выживания. Именно подобная дифференциация ответственности спроектировала современное общество и сформировала две формы распределения обязанностей – творческую горизонталь личности и управленческую вертикаль общества. Так появилась иерархия взаимоотношений – руководителей и рядовых участников, что является очень важным, качественным аспектом общественной жизни. Именно подобные качественные решения и организация позволили при соответствующем количественном росте ввести экономический элемент доверия – товарные и товарно-денежные отношения. В этом пересечении горизонтали и вертикали человеческой жизнедеятельности важным аспектом благополучия явилось качество индивидуальной разумности, определяемой как первичное сознание. В настоящее время люди часто путают свои вертикальные и горизонтальные проявления, что мешает успешному развитию коллективных отношений. Стоит понимать, что человек представляет собой, прежде всего, качество горизонтали бытия, то есть является творцом. И только по мере осознанности и готовности к жертве материальными и душевными ценностями ради благополучия других людей может принять обязанность в помощи собратьям, тем самым, занимая соответствующее естественное, согласное с окружающей средой, положение в вертикали общества.

Как видите, система общественного устройства пришла из правил построения семейных отношений. Поэтому их нарушение вредит не только межличностным отношениям и демографической политике, но часто является причиной разрушения общественных и государственных устоев. Именно в этом выводе необходимо распознать главенствующую роль доброй воли в жизни. И привнести в социальное мировоззрение те основы доброй воли, которые мы проявляем во внутрисемейных отношениях.

Теперь есть понимание, что основой жизнедеятельности человеческой семьи является взаимная любовь её членов. Только это чувство позволяет проявлять друг к другу столь необходимую для всеобщего согласия терпимость и взаимную готовность к жертве. Таким образом, можно согласиться с тем, что только любовь является фундаментом осознанности, разумности и каждого явления доброй воли. Именно этому аспекту бытия необходимо сегодня уделять самое пристальное внимание в процессе не только повседневной жизни, но и особенно в воспитании детей. Мы видим, что любовь – это абсолютное доверие. Наряду с этим заявлением можно отметить, что там, где нет любви, но живёт потребность в её поиске, мы замещаем доверие расчётом и логикой мышления. Значит, чем меньше любви, тем больше расчёта, а, следовательно, эгоизма, самости и потребительства. И где процветает любовь – там свобода, доверие и доброта. Именно на этих принципах сегодня строятся человеческие отношения и соответствующая добрая воля к согласию и сотрудничеству. Важно понимать, что потеря позитивных качеств и доброй воли, приводит личность к утрате нравственных черт и опирает жизнь на инстинктивные мотивы животного существования. В итоге эгоизм, алчность, вероломство, право силы и страх, окончательно лишают её разума и человеческого образа.

Мы видим, что согласие сегодня проходит между двумя противоположными источниками его утверждения – страхом за жизнь и безмятежным счастьем человеческой одухотворённой любви. Именно расчёт безопасности и олицетворяющий его поиск выгоды вначале объединил человечество в нечто большее, создав идею государствоустройства, что породило соответствующие вначале отдельные договорные, а в дальнейшем комплексные законодательные решения по выработке более глобальных рассудительных принципов построения коллективной жизни. Именно так, основываясь на инстинкте самосохранения, от частных интересов мы перешли к коллективным отношениям. Ведь одновременно со страхом в людях постоянно процветает и «безумство» любви, дарующее глобальный шаг от индивидуализма к качественно новому единству отношений. Только разумность, балансируя между этими мирами, предлагает нам вначале семейные и родовые связи, а в дальнейшем феодальные и государственные отношения, соединяя все континенты Земли в империи, союзы, блоки и братства.

Таким образом, можно сказать, что основой существования человеческого общества стало создание целого ряда добровольных исключительно рассудительных законов социального общежития, обеспечивающих условия коллективной и индивидуальной безопасности и формирующих, соответствующую этой задаче административную структуру. Сегодня эти институты заняты повсеместным регулированием сферы наших всеобщих прав и свобод. На фоне указанных интересов общество решает многие насущные вопросы, прежде всего, материального характера. Это и право на жильё, на свободу личной жизни, вопросы обеспечения средствами производства, питанием, реализацией соответствующего права на труд и в итоге введение и контроль за оборотом самого важного соглашения – единого денежного эквивалента. Далее государственные субъекты создали аналогичный прообраз общественной жизни в форме межгосударственных отношений и надгосударственных общественных формирований, что говорит о глобализации и соответствующей прогрессии всеобщей, коллективной доброй воли. Бесспорно, что подобная тенденция роста экономических и правовых отношений позволяет во многом прогрессировать, как индивидуальному человеческому доверию, так и коллективным принципам добровольчества. Но как вы понимаете, пока во всём этом не будет взаимной любви и доверия, мы будем постоянно сталкиваться с расслоением общества по качеству личной осознанности, опирающейся сегодня в большинстве случаев своего проявления лишь на эгоизм и соответствующий расчёт.

Кроме всего сказанного, стоит отметить, что в недалёком прошлом наряду с семейными, родовыми, государственными, правовыми и товарно-денежными отношениями человечество также достигло и ещё целого ряда серьёзнейших добровольческих соглашений. Этот результат мы можем увидеть в области создания качественно новых условий совместного проживания, которые столь успешно помогают содействовать глобальному потеплению человеческого доверия. Таковыми стали частное объединение граждан с целью улучшения качества условий жизни, где раскрывается аспект политического, профессионального, религиозного и общественного жизнеустройства. Сегодня эти достижения стали важнейшими инструментами внутригосударственного роста социального бытия, служащими повышению степени коллективного согласия и соответствующего самосознания. Развитие экономических отношений и борьба людей за нравственные и гуманистические права позволили современному человечеству организовать целый ряд глобальных добровольческих институтов социального характера, которые с точки зрения логики и расчёта можно назвать самой настоящей общественной прибылью. Таким образом, в практике человеческой жизни появилось обязательное бесплатное образование, здравоохранение, социальное обеспечение старости и инвалидности, поддержка малоимущих слоёв населения. Во всей этой реализации разумной, экономически взвешенной взаимопомощи раскрывается феномен, именуемый социализмом. Это процесс экономики, который отражает добровольное развитие и поддержание гуманистических принципов формирования человеческого общества, осуществляемый за счёт накопления материальных ресурсов. В этом буйстве социальных проявлений важно обозначить самый важный аспект этих экономических превращений – проявление доброй воли в уже материально обеспеченной, сконцентрированной экономической, информационной и культурной среде.

Но мы уже рассмотрели тот факт, что любые вложения должны быть компенсированы соответствующими ответными действиями, иначе любой процесс обречён на гибель. Таким образом, необходимо понимать, что люди, получившие материальное обеспечение от государства и общества, несут и некоторую взаимную ответственность. Но какова должна быть это благодарность? Не сложно догадаться, что ждать от детей, инвалидов и стариков материальных благ не представляется возможным. Поэтому здесь мы должны обратить внимание, прежде всего, на возврат обществу добровольческих ресурсов в осознанной, творческой форме создания красоты, совершенства и гармонии. Уделение внимания творчеству, культуре и духовной стороне жизни может стать тем качественным результатом, который должен облагородить многие стороны жизни, на которые у большинства людей сегодня не хватает ни времени, ни сил, ни соответствующей доброй воли.

Из практики окружающей жизни видно, что любое добровольчество требует востребованности и соответствующего благодарения со стороны каждой отдельной личности, получившей дар, и от общества в целом. В настоящее время огромное количество собранных экономических ресурсов нуждается не только в факте накопления, но и в соответствующей практике благого, а значит, осознанного, взаимовыгодного использования. Так раскрывается удивительный ресурс уже сформировавшейся экономики добровольчества, не имеющей в современном обществе должной востребованности ввиду нашего индивидуального невежества и бессознательности. Подобное отношение наносит глубочайший деструктивный след на психику и физическое состояние всех слоёв населения, оно рождает иждивенчество, неудовлетворённость, воинственность и неравномерность использования имеющихся у современного человечества материальных средств как со стороны получающих, так и со стороны дарующих. Это противоречие отрицательно сказывается и на экономике мирового сообщества, предрекая каждому из нас соответствующие проблемы в виде инфляции, безработицы, лишения социальной помощи и иных благ культуры цивилизации. Любое проявление безразличия ко всему сказанному здесь – это путь к проблемам, к страданиям и шоковой терапии кризисов лености и бездумного отношения к жизни. Поэтому самая важная задача – раскрыть во всём перечисленном возможности процветания и сложить их в единую прогрессивную технологию воспитания соответствующей культуры личной и коллективной доброй воли.

Сегодня этим невостребованным ресурсом добровольческой экономики стали дети, находящиеся под социальной благотворительной опекой государства и родителей вплоть до взрослого состояния. Также сюда можно причислить категорию творческих работников, духовенства, инвалидов, пенсионеров и людей лишённых свободы ввиду правовых нарушений. Сегодня необходимо понять простую истину, что практическая востребованность этих слоев населения, обеспечение их соответствующим вниманием могут дать неисчерпаемый ресурс нового качественного роста всеобщего самосознания. Еще одним упущением современной экономики является повсеместное перепроизводство товаров и услуг, рождённое конкуренцией и желанием получить прибыль за счёт эксплуатации иных субъектов жизни, в том числе за счёт своих близких и природы. Беспорядочность и несогласованность этих отдельных, глубоко личных, эгоистических усилий рождает перерасход и невостребованность основной части производимых действий и затрат. Основой этих явлений становится эгоизм, бессознательность, лень и животная страстность, выливающиеся во всеобщее недоверие и потенциальный страх к окружающему миру людей и природы. Современное общество создало прекрасные условия для добровольчества, но не может их использовать ввиду низкого самосознания людей и малоразвитой нравственной, этико-правовой и организационной системы экономики. Что приводит к девальвации этих качественных понятий и соответствующему чудовищному перерасходу материальных средств и общественных ресурсов, что в естественном порядке наказуется рачительной природой, заботящейся, прежде всего, о сбережении энергии, а значит самой жизни.

Практика рассматриваемого добровольчества открывает перед людьми несколько немаловажных сторон востребованности и реализации. Как вы понимаете, если мы найдём некий алгоритм новой экономики, которая сможет урегулировать описанные проблемы, то это даст современному человечеству повышение материальной эффективности в бесконечное множество порядков, что ни как не вмещается в привычные нормы прибыли расчётливого, логичного, эгоистичного, разрываемого конкуренцией, мира. Готово ли человечество к такому дару? Хотим ли мы расстаться со своими проблемами и стать счастливыми, благополучными, удачливыми? Думаю, что на эти вопросы вы ответите сами. А мы поведем разговор далее о том, как приблизиться к этим «фантастичным» достижениям.

Сегодня, чтобы включиться в природное, эволюционное добровольческое движение понадобятся несколько здравых советов. Наиболее важным аспектом подобного творчества является сокращение реальных товарно-денежных затрат, необходимых для этого вида человеческой деятельности. Вторым не менее важным условием осуществления первичного добровольческого акта должна быть заинтересованность в его получении как обществом в целом, так и каждым конкретным человеком. И в третьих, важно определить и такой экономический фактор, как эффективность добровольческого труда. Эти очевидные пожелания дают возможность взглянуть на добровольчество совершенно с реальной, предельно практичной точки зрения.

Чтобы соблюсти перечисленные пожелания каждое добровольческое действие должно основываться: во-первых, на качестве производимых действий, во-вторых, на соответствующей высокопрофессиональной компетенции, в-третьих, на территориальном факторе сокращения удалённости добровольца от объекта участия и, наконец, в-четвёртых, на реальной востребованности людьми и обществом данного вида помощи. Каждый из этих аспектов требует отдельного рассмотрения, так как современная практика жизни людей часто прямо противоположна экономике свершаемого благодеяния, что порой приводит к бессмысленности многие добровольческие усилия.

Практика жизни не раз доказывала, что порой качество товара или услуги не соответствует указанным условиям данной сделки. Таковы реалии людей в мире товарно-денежных отношений. Подобные нарушения часто возникают ввиду низкой нравственности и самосознания их участников. Это происходит, когда личная материальная выгода или невнимательность и безразличие к результату ставятся на первое место, замещая смысл подобного деяния. Образцом может послужить современная торговля, когда многие из поставщиков товаров реализуют низкокачественную или просроченную продукцию по цене первосортной. Согласитесь, что подобным проявлением обмана сегодня никого не удивишь. Но таким образом, дискредитируется взаимное доверие, что нарушает и дестабилизирует в локальной степени процесс доброкачественной жизнедеятельности общества и последующего роста нашего самосознания. Конечно же, в торговле мы можем легко сменить поставщика той продукции, которая не устраивает нас и только-то. Но подобные недоразумения в области добровольчества, основой которого является непосредственное доверие людей друг к другу, могут повлечь за собой гораздо более тяжкие последствия конфликтного характера. Дело в том, что торговля – это сфера, в большинстве случаев не связывающая так называемые стороны добровольной экономической сделки, то есть продавца и покупателя. Система регулирования отношений посредством законов и посредников в большей или меньшей степени стабилизирует указанные нарушения прав и обязанностей. Но в отличие от торговых отношений добровольческое оказание услуг являет конкретное межличностное соприкосновение сторон дарующих и получающих услугу или внимание. В данном аспекте общественной жизни факт недобросовестности может принести не только локальный подрыв общественного спокойствия, но подтолкнуть к массовому противостоянию сторон, утерявших взаимопонимание. Многие религиозные и межгосударственные розни основываются не только на первичных «экономических» интересах, но также глубоко подпитываются на подобных фактах предательства или недостаточного и недобросовестного, неуважительного отношения друг к другу.

Не менее интересным и гораздо более локальным и практичным является фактор профессионального качества оказываемого взаимного добровольческого участия. Именно ввиду низкопрофессионального и разнопланового состава групп добровольцев современное общество использует услуги «волонтёров» в основном в малобюджетной сфере ручного труда. Хотя стоит отметить, что именно этот труд является для каждого наиболее человечным и милосердным, ибо тяжёлый труд производственного порядка мы можем целиком возложить на плечи робототехники и механизации. Но людям никогда не заменить точностью механизма теплой руки, сочувствующего взгляда и великодушия сердца. Исходя из этих убеждений, можно сказать, что будущий удел современного человека это мир науки, культуры, милосердия и творчества. Но пока это остаётся только добрыми пожеланиями, пролегающими бескрайней вереницей предстоящего воспитания совести и взаимного доверия. Современный мир людей пока никоим образом не поощряет проявление добровольчества на рабочем месте. Как правило, ввиду индивидуальной неосознанности эти действия корпоративного характера скатываются лишь к одному результату – к извлечению работодателем дополнительной личной прибыли. Поэтому профессионализм никак не находит места в сфере явления душевной доброй воли, в большей степени играющей роль психологической разгрузки в кратковременной необходимости смены рода деятельности.

Вы уже заметили, что в книге почти не используется термин «волонтёр»? Это человек, осуществляющий свои жизненные шаги, исходя из проявления собственной воли. Волюнтаризм – это целое философское движение, описывающее основы подобного мировоззрения. В основе этих слов лежит один корень – воля. Но воля слепая. Поэтому хочется внести некоторые размышления в соприкосновение с этим социальным явлением. В рассматриваемом термине нет одного важного момента проявления самой важной основы присутствия доброй воли, которой посвящены все эти страницы. Основой добровольчества является, прежде всего, воссоединение личной готовности свершать все дела в согласии с едиными духовными мотивами созидания Бытия – обществом, Природой и Творцом. В отличие от принятого здесь за основу мировоззрения, волюнтаризм опирает каждое действие личности или группы людей на их животные, либо разумные основы, определяемые эго. В итоге мы видим тот конфликт, который уже был описан. Волюнтаризм и волонтёрство исходят только из личностных целей и задач, часто свершая свои действия вопреки сложившимся обстоятельствам внешней среды и уже точно не обращая ни малейшего внимания на такие «тонкости» как доверие, любовь и Божия Воля. Это просто слепой, надменный, расчётливый эгоизм, который в своей чистой форме являет в большинстве случаев насилие над окружаемым волонтёра пространством. Основой подобной деятельности являются либо конъюнктура, выгода, страстность или мимолётное увлечение, либо неукротимое стремление самоутверждения личностной самости. Таким образом, волюнтаризм с одной стороны является идеализмом, а с другой стороны, если в личности не развиты духовные мотивы, то подобная воля становится агрессией. Это мировоззрение часто приносит личности обособленность, невостребованность, одиночество, разочарование, а часто и гибель. Но всё же, стоит сказать, что волюнтаризм и волонтёрство – это, бесспорно, конкретные явления первых шагов пробуждения сознания в личности. Они различны, но при сложившихся безнравственных условиях коллективной жизни пока почти неотличимы. Многим из вас будет сложно найти подобную грань. В этой «немного» расчётливой, волюнтаристской инициативе мы видим самый начальный шаг человека в мир духовного самосознания и свершения доброй воли. Становится очевидным, что в современном мире все эти понятия перемешались, и эгоизм часто идёт в ногу с милосердием и доброй волей. Но лучше всё рассматривать по итогам. Любая воля, опирающаяся на эгоизм, всё равно приводит человека к конфликту с внешним миром, возводя самость в цель собственного существования, попирая права и свободы и добрую волю окружающего бытия. Поэтому не стоит именовать людей доброй воли, истинных добровольцев – волонтёрами, так как это искажает смысл их мировоззрения и труда самым коренным образом.

Далее стоит отметить, что значительным фактором благополучной реализации добровольческого потенциала является и соотношение капиталовложений в свершаемое дело и получаемого обществом результата. Это экономическое равновесие немаловажно не только в современных условиях материального бытия, но оно также является и отражением закона сохранения энергии в мире природы. Поэтому если требуется перелёт из одного конца планеты в другой, использование грандиозных технических и финансовых ресурсов, то, наверное, стоит рассмотреть цели более детально и распознать в свершаемом деянии, либо спекуляцию добровольческими мотивами, либо глубочайшее невежество организаторов. Чтобы быть успешными мы должны понимать, что добровольчество не может носить высокозатратный характер. Оно пока лишь помощник и соратник мира материальных экономических взаимоотношений. Многобюджетные проекты, как правило, основываются на эгоцентричных целях – получении сверхприбыли для отдельной личности ценою гипертрофированной эксплуатации природных и человеческих ресурсов. А добровольчество – это институт чрезвычайно разумных, а значит экономных коллективных интересов, поэтому в нём нет эгоцентричности и сверхдоходов. В данном случае быстрая денежная сверхприбыль и добровольчество принципиально несовместимые понятия. Глобальная общечеловеческая экономика милосердия целиком основывается на локальности и региональности своей реализации. Только подобные решения, оправдывая усилия, привлекут к добровольческой деятельности интерес со стороны окружающего мира людей и общества.

Важно рассмотреть и то, что сегодня человечество аккумулировало большое количество финансовых средств, что способствует значительному освобождению людей от физического труда. Подобная свобода создала в психологии человеческой личности и общественного самосознания огромные пустоты ощущения незанятости и невостребованности. Таким образом, очевидные плюсы во многом обернулись не менее грандиозными минусами. Сегодня людям свойственно расходовать большую часть своих сил на всё более и более возрастающий досуг, который может носить форму духовного просветительства или являть «плацебо» в образе туризма и спорта, а порой нести даже разрушительные тенденции потакания вредным привычкам. Стоит понимать, что в экономику второй и третьей формы безрезультатного досуга попало большинство людей. Этими институтами праздности и прожигания жизни стали империя страстей, отчасти сфера культурно-информационной и научно-образовательной деятельности, культ пищи и тела, спорт, туризм, здравоохранение и обширная часть творческих, к сожалению, разрушительных усилий, служащих указанным проявлениям эго. Подобный расход материальных ресурсов современного общества многократно перекрывает все затраты на добровольчество и духовную практику. Анализ этой трагедии требует немедленного вмешательства, так наглядно сообщает нам, что наша психика далека от совершенства и цели подобного бытия ведут не к жизни, а к стагнации и вымиранию. Здравый смысл настоятельно рекомендует нам, прежде всего, направить все силы в русло воспитания общественного и личностного самосознания и культивации соответствующей духовной востребованности. Иначе это количество никогда не дарует того качества, которое ищут, заглушаемые телом и умом, наши души и сердца.

Думаю, мы уже достаточно утвердились в том, что сегодня сфера добровольчества являет аспект низкобюджетной и малодоходной деятельности. Следовательно, востребованность добровольчества пока лежит в сфере социальных услуг населению и в мире ручного труда, где не применимы сложные машинные технологии. Например, в археологических раскопках, в сфере некоммерческого и экспериментального, а значит низкооплачиваемого творчества, в актах милосердия, в социальной сфере взаимопомощи, в общественном служении, а также в мире культурных мероприятий. Именно в этой области человеческой деятельности угнездилось современное начальное добровольчество. Необходимо понимать, что немаловажным аспектом развития доброй воли, как высшего показателя благосостояния общества становится плановое сотрудничество, а в дальнейшем осознанная интеграция этих ресурсов в высокобюджетные жизненноважные сферы бытия людей.

Современное общество – далеко не равномерный процесс взаимодействия людей. Сегодня мир переполнен неравноправием, противоречиями и параллельными мирами человеческих интересов. Поэтому наряду с техническими и социальными достижениями на планете может существовать как рабство, эксплуатация, коррупция и обман, так и социалистические и даже коммунистические отношения. Например, так называемая группа общественных служащих как чиновники. Эта категория людей, часто, воспринимает своё социальное положение как образ частичного преимущества, а иногда и владычества над своими соплеменниками, с целью личного материального обогащения или надменного поведения, тем самым всё в большей и большей степени подрывая нравственные основы общества. Но мы знаем, что служение обществу, тем более в сфере управления должно исходить исключительно из альтруизма и доброй воли человека. Но для этого должна быть воспитана соответствующая осознанность, но не в отдельном классе или слое общества, а во всём его пространстве. Эти беды и ошибки, конечно же, не правило, но надо понимать, что это и не случайность. Ведь с другой стороны многие люди, идущие в сферу образования, здравоохранения и науки, как правило, имеющие отношение к сфере бюджетного финансирования, являют миру высочайший образец добровольчества и бескорыстного служения обществу.

Также вопреки сложившимся общепринятым «экономическим» отношениям, существуют и даже процветают очаги развития доброй воли в образе монашеских и духовных братств и сообществ культурного и образовательного плана. В форме отдельного юридического лица подобные структуры могут совершать на внешнем уровне прямые товарно-денежные отношения, но во внутреннем строении представлять сугубо бескорыстное добровольческое объединение. Как правило, это категория интеллигенции и людей, стремящихся к духовному совершенству. Высокая степень их личной осознанности позволяет создавать во внутреннем пространстве этого объединения только доверительные условия жизни, исключающие межличностные товарно-денежные отношения. В данном случае мы говорим об авангарде современного человечества, о той группе людей, которая создала новую формацию экономических и добровольческих отношений, гармонично соседствующих с общепринятым расчётливым образом жизни. По психологической и внешней атрибутике можно судить, что экономические принципы жизни подобных сообществ имеют образ семьи, что может указать на некую наиболее перспективную форму наилучшего общественного обустройства мира. Безденежные отношения вне расчёта, основанные исключительно на доверии являются совершенно естественной ступенью развития экономики нашего общества. Но шаги к этой перспективе скрыты не в законах, приказах и декларациях, а в уровне самосознания каждого отдельного человека.

В этом примере важно понимать и осознавать воспитательную роль добровольчества в деле развития современного, демократического сообщества людей. Современное государство и международные отношения во многом уже создали те институты коллективного экономического развития, которые намекают на приход нового периода коллективной осознанности. Социальные блага и миротворчество – это шаг в пространство будущего добровольческого миропонимания. Но наряду с этим мы видим, что мировое и государственное обустройство, в том числе, как и жизнедеятельность мирового добровольческого движения носит в настоящий момент субъективный характер и зависит от степени восприимчивости и осознанности каждого из её участников. Подобная зависимость глобальных процессов от столь личностных обстоятельств говорит о нашей неготовности к природным тенденциям, главенствующим в человеческой жизни. Эта политическая и духовная слепота уже сегодня оборачивается для социума множеством трагедий, когда природа вновь тираничным способом заставляет людей усваивать новый урок духовного развития личности и коллективного общежития через категоричность условий индивидуального выживания.