Get Adobe Flash player
Главная Книга «Философия добровольчества» Экономика добровольчества Основы экономики добровольчества

Основы экономики добровольчества

ассуждения и особенно практика реализации столь сложных социальных процессов требуют методичного и чрезвычайно упрощенного подхода к их восприятию. Хорошо известно, что сегодня благосостояние каждого человека зависит от способности объять нечто большее, нежели мы привыкли использовать в суетности жизни. Если нет движения в новое качество, то наши часы не просто останавливаются, они начинают отставать, а, значит, идти назад, отдаляя нас от товарищей, ровесников, мира людей, безудержно стремящихся вперед. Именно так в жизнь каждого человека однажды приходит время, когда логика «ты мне я тебе» или «товар – деньги – товар» замещается на интуицию, на сопереживание доверия к Бытию, к потоку жизни, к необъяснимым с точки зрения рядовой логики процессам развития человеческой цивилизации. И в этом есть спасение от остановки, от потери ориентации, от деградации, от отказа поиска глубины, смысла и качества жизни. Так, погружаясь в пучину рассудительной экономики, людям ещё не раз предстоит «взвесить» и «измерить» понимание любви и милосердия.

Тысячи лет наш мир живёт стяжательством, посредством получения прибыли и даже сверхприбыли. Подобных «достижений» отдельные личности или сообщества добиваются через эксплуатацию собратьев по разуму и имеющихся природных ресурсов. В основе такой тенденции лежит алчность, животное стремление обеспечить личную жизнеспособность, утвердить своё эго и соответствующее потакание страстям за счёт иных участников бытия. Как описать и объяснить это опасное отношение одних людей по отношению к другим? Ведь для нас совершенно уместно и понятно, когда в ежедневной практике взбесившееся животное, проявляющее необъяснимую агрессивность или страдающее от обжорства и ненасытности подвергается изоляции и принудительному лечению со стороны людей. Мы делаем это, потому что предупреждаем эпидемию или избегаем несчастных случаев. Но в аналогичном случае при встрече с безумцем и агрессором в среде себе подобных мы бездействуем. Наоборот мы считаем жадных и коварных, тщеславных и безмерно богатеющих людей «баловнями судьбы» и благодетелями, как правило, подчиняясь их прихотям и болезненным фантазиям. Как объяснить такую недальновидность и близорукость человеческого общества? Наверное, просто мы боимся их. Среди нас нет тех, кто высшей волей, как человек по отношению к животному миру, смог бы укротить и излечить страждущего. Иных причин подобного более чем непоследовательного отношения просто не существует. В итоге эта «слепота» постоянно потакает распространению в обществе вируса потребительства, алчности, похоти, вседозволенности и насилия. Всё в большей и большей степени в мире утверждается бесчеловечная мораль, создавая соответствующие безнравственные приоритеты и «ценности лёгкой жизни» в форме потребительского культа, в конце концов, оборачиваясь кровопролитными кризисами, распрями и войнами.

Вы удивитесь этим словам. Но хочу заметить, что во всём этом нет ничего предосудительного и ужасного. Эти «негуманные» процессы естественны и имеют свою непосредственную природную основу. Большинство людей мыслит этими критериями, «свято» и подобострастно поклоняясь божеству личного благосостояния. Таково современное самосознание, таков его уровень и степень развитости. Это не осуждение, это рассказ об этапах становления человеческого мышления, происходящего из нашего животного и первобытного состояния, в дальнейшем следующего в мир разума, логики, культуры, интуиции и одухотворённости. Ведь, наряду с процветанием эгоизма, общество давно заявляет и о многих более развитых, гармоничных социальных технологиях коллективного сосуществования. Внешне, с точки зрения обыденной жизни, всё это выглядит достаточно противоречиво, так как не помещается в рамки частной логики. Вопреки самости, окружающий мир сообщает о том, что коллективное самосознание людей явно более преуспело в развитии, нежели подобное частное мировоззрение. И механизм доброй воли давно практикуется в обществе вопреки субъективным, личным расчётам, создавая нечто ценное и жизненно важное, как раз то, что мы хотим постичь сегодня.

Вначале это касается лишь индивидуального подсознания, когда социальные институты взаимопомощи даже раздражают нас, беспокоя пробуждающуюся совесть, в конце концов, заставляя задуматься о них, и как следствие даже привлекают душевное и материальное участие личности. Таким образом, самым первым шагом дальнейшей работы становится описание процессов бессознательного добровольчества природного свойства, там, где нет разумности и логики, а царствует лишь врождённый инстинкт. Необходимо учитывать, что природа человеческого естества обладает огромным генетическим потенциалом веры и сознания. Это качество психологии прекрасно вписывается в рамки современной экономики, мало того, оно является её основой и важнейшим инструментом. Если бы мы не осуществляли этих «безрассудных» шагов доброй воли, противоречащих расчёту рассудка и основывающихся лишь на чувствах, то человечество не смогло бы выжить. Подобная форма личного сознания и добровольчества не носит «рассудительного» характера, она не отягощена логикой выгоды, поэтому самоуверенно и безоглядно ищет добродетельное воплощение своей воли в мире окружающего пространства.

Первый шаг в мир доброй воли целиком относиться к детству и юности людей, когда степень врождённого доверия к миру является истоком бытия. Так же эти искры открытости целиком освещают материнство и отцовство, а порой ненавязчиво касаются и старости. Прежде всего, во главе угла добровольчества стоит жертвенный труд каждой матери, рождающей ребёнка, осуществляющей этот бессознательный шаг доброй воли, в котором нет и не может быть никакого расчёта. Сколько риска для жизни и личного благополучия в этом акте самопожертвования перед лицом инстинктивного долга свершения добровольного акта сотворения! Сколько долгих дней и ночей, месяцев и лет женщина отдаёт этому добровольному труду! Сколько усилий и страданий она добровольно принимает ради любви к жизни, к миру, к близкому ей человеку! Сколько лет отец будет «выплачивать дань» любви к своему потомству, разрываясь между самостью, тяжёлым трудом и своей семьёй! Разве всё это можно оценить и рассчитать холодной логикой бесчувственных цифр? Любые попытки привести всё это к логике немедленно сказываются снижением рождаемости, ростом безнравственности, цинизма и суицида. В этом примере хорошо видно, что мир разделён на такие сферы, которые не стоит смешивать, которые требуют отдельного восприятия и осознания их базисных принципов жизнедеятельности. Подмена живого отношения к бытию бездушными технологиями немедленно напоминает, что мы ошибаемся, грозя необратимыми пагубными последствиями.

В подобных актах естественного самопожертвования мы видим, что добровольчество рождается, прежде всего, из инстинктов, из мира, где нет логики, но есть безудержное стремление к жизни. Все мы были детьми, и никакой расчёт не мог бы заставить нас стать добровольцами в коллективной игре, дружбе и учебе, но каждый ребёнок живёт именно так. Сколько благородных порывов самоутверждения пережили мы в период молодости, свершая труд студента и молодого специалиста? Без веры и желания быть востребованными и полезными друг для друга всего этого даже невозможно представить. Скольким людям ежедневно приходиться познать взаимопомощь доброй воли семейных уз, связанной с их нездоровьем и старостью! Но если все эти шаги переложить в расчёт цифр, то немедленно приходит понимание, что оценивая душевные порывы в денежном эквиваленте, мы никогда бы не смогли свершить всё перечисленное. Человеческие планы в корне были бы безжалостно растоптаны ненасытным, алчным желанием получения добавочной стоимости и удовлетворения нашей безграничной лености. В одно мгновение «магия» цифр сократила бы и «высушила» любовь и взаимопонимание, жизненно важную способность жертвовать собой и благотворительные порывы. Всё подсчитывать и складывать, записывать в формуляры и бумажные протоколы – это очень не безопасный путь. Вначале – это логично и даже «полезно и доказательно». Но жизнь это, прежде всего, образ, насыщенность, переживание, сопричастие и любовь. И вот результат – «бумажный» подход убивает наше воображение, веру, а значит и готовность творить, созидать, проявлять добрую волю. В один «прекрасный» момент на первое место вместо реального доброго дела встанут цифры, и более вы уже не будете думать о доброй воле, а лишь выполнять план рассчитанной, безжизненной нормы. Важно помнить, что без жизни и практики не может быть и рассудительной экономики. Значит, во всём этом должен быть компромисс, согласие, возможность найти точки соприкосновения между нашим подсознанием, чувствами и логикой. Поэтому сделаем  ещё один шажок в собственное мышление и восприятие действительности.

Как видите, врождённое эмоциональное и рассудительное экономическое добровольчество всегда были спутниками. Только инстинкт самосохранения постоянно дарил людям чудесную возможность получения сверхприбыли материального благополучия. Оказывается, ради жизни, ради её полноценности и качества мы готовы пойти на многие испытания и трудовые подвиги. Да, жизнь – это вовсе не прозябание на кушетке с тарелкой каши, чипсами или пакетом попкорна. Жизнь – это действие, дерзание, сравнение, самоутверждение, творчество, путь, свобода. Ведь, чтобы ощутить жизнь – необходимо любить всё то, что ты хочешь свершить, что окружает тебя, что горит в твоём сердце. Иначе жизни нет, иначе она теряет вкус и смысл, что убивает людей, потерявших свой душевный покой, обрекая на бесконечные страдания противоречивых и безутешных рассуждений.

В чём же ещё проявляется столь искомая добрая воля и любовь к жизни? Если внимательно присмотреться к своим эмоциям и чувствам, то непременно мы ощутим, что, прежде всего, люди живут внешним. Тем творчеством, которое мы свершаем в окружающем пространстве. Тогда возникает законный вопрос, что же мы создаём посредством своей жизни? Ответ очевиден, прежде всего – новую жизнь, тем самым утверждая саму Вечность! А жизнь – это бурная река инициативы, безоглядной веры, совместных решений, смелых проб, созидательного творчества и всеобщего согласия. И никаких остановок, затишья и запруд – иначе происходит застой, и она уходит, оставляя нам лишь окаменелости. Подобный откровенный вывод о Жизни – разве это не есть добрая воля и любовь, определяющие самое сокровенное понимание смысла и цели материального бытия? Таким образом, мы видим, что основой добровольчества и благотворительности всегда была врождённая готовность жертвовать жизнью, трудом, имуществом и рассудительностью в стремлении дарить окружающему миру свою любовь.

Каждый человек отличен от другого, у каждого есть неповторимое мировоззрение, поэтому часто мы не можем найти согласие между собой. Но, не смотря на это, тысячи лет мы живём, свершая этот дар, словно единая семья, словно один единый и не разделимый Человек. В итоге мы видим, что опыт сотен растущих и затихающих цивилизаций принёс лишь один «полезный совет» – чем больше расчёта, тем меньше любви, чем меньше жертвы, тем слабее и менее жизнеспособна цивилизация. Кавычки о полезности совета ещё расскажут о том, что арифметика Бытия не столь линейна и имеет свои дополнительные внутренние, сокровенные, удивительные и, конечно же, благополучные стороны.

Но вот ещё один маленький штрих к нашим рассуждениям о переходных периодах развития нашего самосознания. Понятно, что благосостояние людей позволяет повысить нашу осознанность до уровня рассудительности и оценки своих эмоциональных проявлений, что сразу же сокращает мир творчества и рождаемость. Люди начинают экономить и рассчитывать свои материальные возможности, отдаются комфорту безделия и праздности, забывая о сверхприбыли своего духовного естества. При таком образе жизни дети, близкие, а порой, и добросовестный труд становятся обузой, а, следовательно, выпадают из прагматичного «расчёта» нашего мировоззрения. Таким образом, окружающая действительность сообщает о том, что вопреки логике поступательного количественного и качественного развития мышления, человечество, достигшее соответствующего разумного уровня, «начинает вымирать» или уступать жизненное пространство рассудительности «менее развитым» слоям населения, живущим на инстинктивном уровне выживания. Конечно же, в этом противоречии сокрыта одна из важнейших тайн экономики Бытия, которую также важно постичь, раскрыть и сделать шаг навстречу нашему согласному, жизнеутверждающему будущему.

Мы видим, что плод познания и разумного созревания таит в себе некоторые опасности, о которых людей не раз предупреждали многие духовные книги и писания. Но знать и быть этим – это два совершенно разных состояния. Именно в этом скрывается то расстояние, которое отделяет нас от свершения всего того, о чём мы рассуждаем, размышляем и мечтаем. В этом процессе можно увидеть два качества, которые бессознательно присутствуют и реализуются в нашем мире, одновременно «отрицая» друг друга. Они указывают на необходимость соответствующего осознанного урегулирования их взаимодействия с целью установления мировой гармонии в обществе и, прежде всего, в человеческой душе. Оказывается, рассудительность – это серьёзный, непраздный шаг, который может лишить вас не только покоя, но даже жизни, если не подготовлены соответствующие сознательные инструменты его использования и применения. Вы ведь уже поняли, что прогресс – это не путь к потаканию бездеятельности, а скорее директива о немедленном, крайне трудолюбивом поиске нового качества бытия – своего духовного совершенства.

Как только праздность посещает жизнь, то в неё немедленно врываются душевные переживания, основанные лишь на вожделении, тщеславии и эгоизме, приводящие людей ко многим гибельным последствиям. В этих словах и примерах скрывается важнейший механизм регулирования человеческого сознания и соответствующего роста разумности, гуманности и мудрости. Непонимание этих основ и хаос в сфере их формирования в обществе и в деле воспитания личности приводит не только к катастрофическим последствиям в сфере демографической политики человечества, но подобная слепость уже не раз ставила под угрозу и жизнь всей планеты. Аналогичные примеры дисгармонии развития общества можно увидеть в появлении и гибели многих цивилизаций, бесконечной вереницей сменяющих друг друга. Сокровенная тайна этих проб и ошибок «спрятана» именно в том аспекте, чему посвящена эта книга. Только истоки доброй воли, реального взаимного доверия указуют на причины и следствия перераспределения сфер влияния этносов на Земле. Если сделать соответствующие выводы и принять к сведению сказанное, то бесспорно, что мы найдём качественные решения по целому ряду социальных вопросов, предстающих сегодня в образе неразрешимых проблем, грозящих жизнеспособности людей.

Как же быть, неужели рост самосознания и рассудительность без чего-то такого эфемерного и нелогичного как одухотворённость – это погибель? Но именно эта дилемма между количеством и качеством являет нам самую важную экономическую и духовную взаимосвязь между бессознанием, разумом и нравственностью. Стоит сказать, что природа щедра и нерассудительна. Её главное жизнеутверждающее качество – это количество. Именно так она борется за выживание, преодолевая все невзгоды и удары судьбы. Её щедрость и количественная сторона понятны. Но в чём тогда сверхприбыль столь «коварной» рассудительности, приносящей вначале экономию наших эмоций, как следствие материальную «погибель», а в итоге духовное перерождение!? Разыскивая ответы на эти вопросы, стоит обратить внимание на природу этих жизненных процессов. Оказывается, основа каждого свершения имеет корни, уходящие в единое духовное проявление праматери Природы. Поэтому, представшее перед нами, многообразие форм Бытия требует качественно иного подхода к их восприятию и нашему самоанализу.

У всех форм жизни есть своя природа и образ, каждый из которых отличен от сестёр, но в совокупности имеет один единый, общий корень происхождения. Логика подсказывает, что если исток один, то принципы их проявления аналогичны, представляя разницу, лишь в индивидуальных особенностях материального воплощения. В итоге мы видим, что важнейшим инструментом самореализации любой части природы для перехода в новое качество результата является проявление материального количества её свойств, неизменно дарующего столь вожделенное новое решение.

Итак, вывод очевиден. Искомое качество нового результата мы можем приобрести лишь через создание соответствующего количества своих попыток. Проблема только в том, что путь развития невозможно приостановить и произнося «А» нельзя не сказать «Б». Но на практике жизни человечество поступает именно так и немедленно сталкивается с непреодолимыми проблемами. Таким образом, концентрируя внимание разума на себе, возводя посредством ума эго во главу угла жизни, мы всё больше и больше сокращаем своё материальное бытие. Сегодня большинство представителей человечества пекутся только об удовлетворении своих потребностей и желаний, бесконечно повышая качество комфорта собственной жизни, соревнуясь друг с другом из чувства тщеславия, зависти и неудовлетворённости. Именно этим целям сегодня полностью подчинён технический прогресс и мировая экономика, политика и мир познания общества. Но подобное потакание страстям не дарует человечеству тот качественный новый шаг, который смог бы расширить жизнь и реализовать заповедованный Творцом процесс соответствующего роста бытия. Нельзя только брать – это не то количество, которое рождает новое качество. Прежде всего, нужно давать, созидать, творить – только этот путь перспективен.

Конечно же, за человеческими прихотями и леностью надо видеть, что нас ждёт подготовленный шаг разумности и ищущей осознанности, посредством раскрытия духовной основы реализуемого бытия. Во всём этом хорошо виден прекрасный образ из русской сказки, где Иван-дурак – необразованный, ленивый и как будто бы глуповатый оказывается большим мечтателем и романтиком. Именно мечты подталкивают его к очень «странным» действиям, основанным на добровольных началах, ибо в них нет ни расчёта, ни алчности, ни тщеславия, но есть бесконечный труд и вера в себя. Просто это иной труд, нежели тот, что свершают его братья и близкие люди. И вот сверхрезультат – Иван становится благополучным, удачливым, можно сказать, гениальным человеком. Что за «волшебство» дарует ему такие достижения?  Оказывается – это доброта, простота и ясность мышления, настойчивость, милосердие, творческий подход к жизни, смелость и внимательность к мелочам. Всё это можно назвать одним термином – это и есть его добрая воля, здравый смысл быть счастливым и нести это счастье окружающему миру. И главное – он доверяет своей творческой интуиции. Только это качество нашего самосознания помогает людям находить своё место в жизни. Именно своё. Ведь каждый человек склонен только к редкому набору индивидуальных форм бытия – кто-то хорошо работает руками, а кто-то фантазией, кто-то любит музыку, а кто-то реализуется в поварском искусстве. Но важно найти именно себя – свою предрасположенность и мастерство. Во всём сказочном творчестве важным остаётся то мгновение, когда герой былин и народных историй «вдруг» просыпается, встаёт с полатей и начинает действовать, перевоплощаться – творить, разделяя свою мудрость и счастье с другими людьми.

Но что это за столь удивительное, сокровенное мгновение пробуждения? Пожалуй, я бы назвал его моментом созревания нашего разума и души, когда сердце готово к первому шагу доброй воли. А если готовности нет, то ни книги, ни знания, ни чужой опыт, ни вера, ни тем более богатство вам не помощники. Мы остаёмся глухи к их советам и подсказкам, ко всем окружающим волшебным свойствам и чудесным возможностям. Избыток даже пагубен для нас, он душит людей своим количеством, к которому мы не готовы. Это материальное «ожирение» экономики не раз сыграло с человечеством злую, роковую «шутку».

Так учитывая, что природа всегда гармонична, рассматривая способ аналогий, мы можем сказать, что если что-то сокращается, то обязательно нечто должно и прирастать. Значит, рассудительность может не только брать, но должна быть в чём-то и расточительна. Не являя своего количества, она никогда не смогла бы даровать миру новое качество, что стало бы очевидным противоречием естественного процесса развития. Оказывается, результаты этой «перестройки» ориентиров и ценностей человечества повсеместно окружают нас. Именно поэтому, сегодня мы так рвёмся в компьютерное пространство, в математику, в социологию, в научные изыскания, в мир виртуальной, бесконечно рассудительной и рассчитываемой реальности. Мышление – вот пространство нового «расточительного» бытия. Правда, сегодня мы только, только подходим к этому рубежу, именно поэтому в мире людей столько страданий и взаимного непонимания. Природа материальности отрицает природу расчётливой экономии и логики, а рассудительность не терпит свою сестру – бессознательные физические, эмоциональные и духовные проявления. Но стоит помнить, что у них один, единый корень – это жизнь, доверие к своему волеизъявлению, это служение любви и творчеству посредством явления доброй воли.

Ответом на эти размышления служат извечные поиски людьми своей души, смысла жизни, Бытия и духовного совершенства. Природа этого нового для многих качества самореализации аналогична её сестрам и тоже алчет своего количественного проявления в душах и сердцах человечества. Рассматривая эту цепочку эволюционного развития, хочется задаться вопросом: а есть ли конец этому процессу и, что есть главная цель всего Бытия? Ответ на него не стоит обозначать как некое знание. Прежде всего, всем нам необходимо поискать его в своём сердце. Именно так человеческая природа становится Природой, исходящей и втекающей в Начало Божественное, словно замыкая некий невидимый великий круг этого огромного Творческого процесса.

Как видите, эти рассуждения обозначили то проявление Бытия, которое дарует людям столь искомый смысл собственного существования. Жизнь – это школа, в которой есть свои правила, свои уроки и свои экзамены, и, конечно же, есть те, кто преуспевают и те, кто оставлен на второй, третий и даже на стотысячный год. Самое любопытное, что в этом движении чётко прослеживается путь всех, в духовном смысле, экономических взаимоотношений. Первичная добровольная расточительность материальной природы создаёт мириады возможностей, основанных на случайности своей жизнедеятельности, но во многом обречённых на скорую гибель. Мы видим, что это богатство столь недолговечных усилий оправдано, так как рождает ту индивидуальную «случайность», которая становится основой нового бытия именуемого рассудительностью, дарующей материальной природе возможность роста в новое нематериальное качество. Далее, на следующей ступени эволюции материальный аскетизм требует от природы проявления соответствующего, приобретённого богатства в образе бесконечных проб и ошибок в новой сфере своей жизнедеятельности – в разумности и мышлении, то есть в виртуальном, околоматериальном пространстве самоосознания. Новое «безрассудство» теперь уже разумных попыток жизнедеятельности вновь приводит людей к качественному скачку эволюционного развития. Именно поэтому, сегодня наука окружила нас бесконечной вереницей технических новшеств и открытий, освобождая от материальной зависимости, даруя путь к духовному самосовершенствованию. Так проявляется переход в мир духовный, обозначаемый как абсолютная свобода от материальных вериг, так как его свойства не ограничиваются ни количеством, ни формой. Именно так первичная расточительность природы, рождает новый мир богатства разумного, виртуального свойства, а роскошь разума пролагает путь в мир духовных терзаний, устремлённых в сокровищницу Вечности, Бескрайности и Совершенства. Такова истинная природа и экономика Бытия, стремящегося к самоосознанию и возведению своего явления в духовное Творчество.

Но во всём этом процессе живёт индивидуальность, мгновение, мы – личность. Та субъективность, которая хочет пройти эти ступени сегодня, за ту единственную жизнь, которую мы осознаём. Возможно ли это? Ответ живёт в нашем образе жизни, в постоянной и неизменной готовности добровольно жертвовать количеством ради нового качества. Мир окружающей природы бесконечное множество раз подтверждает эти слова. Ежегодно каждая форма жизни щедро дарит миллионы своих проявлений в стремлении сделать шаг навстречу будущему, к новому качеству. Это очень наглядно, ведь глядя в окно и прогуливаясь в парке мы видим, что каждое дерево и травинка ежегодно рождают и сеют миллионы семян, украшая мир букетами цветов, награждая нас лаской шелеста миллионов листьев и наполняя воздух чудными ароматами. И всё это многообразие только ради того, чтобы посеять один или два ростка жизни! Но разве можно измерить красоту, смоделировать совершенство и рассчитать качество самореализации? Ответом служит практика Бытия – то извечное безумство доброй воли, которую мы все проявляем друг к другу, порой, не отдавая в этом осознанного отчёта. К тому же, люди уже рождены разумными – это значит, что один шаг развития материальных экспериментов мы как будто бы преодолели. И вот перед вами новый шаг в царство мысли, к бескрайности самосознания и творчества. Именно в этом сегодня важнейшая цель работы по воспитанию осознанности через практику и опыт добровольчества в мир творческой инициативы и проявления качества способности жить счастливо.

Оценивая всё сказанное, из представленных рассуждений можно сформулировать некое универсальное экономическое понимание духовного роста. Весь этот процесс, бесспорно, имеет свои конкретные, разумные, логичные шаги. Общество наглядно представляет все формы этого пути, являя природное богатство своего проявления. Поэтому одним из важнейших шагов восприятия этой бескрайней экономики является сочетание расчёта с миром доверия и жертвы, приоткрывая перед людьми занавес этой сверхмощной «бухгалтерии» жизни. Вообще-то экономика – это, прежде всего, доверие, без этого качества экономики быть не может, так как нарушается равновесие взаимодействия между участниками этого процесса. Расчёт, служащий обману или ограблению, не имеет к экономике никакого отношения. Произнося слова «экономические взаимоотношения», мы однозначно должны понимать, что говорим о равноценном обмене, без наживы, без процентов и ставок не существующей в природе «добавленной стоимости». Всё, что выходит за рамки доверия и равноценности отношений – это уже не экономика, а пагубные иллюзии, о которых здесь уже достаточно сказано.

Теперь заглянем за покрывала Природы и рассмотрим более детально её благополучную экономику и «расчёт» в наших социальных проявлениях. Первой весточкой этого процесса является иждивенчество – нечто очень близкое к возможности свершения акта милосердия, являющееся почти обязательным условием самого первого шага бытия. Но этот аспект жизни может носить два очень противоречивых значения. Первое из них – когда человечество утверждает категорию иждивенческих слоев населения, как определяемое общественным законом экономическое добровольчество, с целью поддержки сфер здравоохранения, образования и старости. В этом проявлении мы видим безрассудство материальной природы, произрастающей из мира духовной жертвы и бескрайности нематериальных возможностей. Подобный аспект общественного добровольческого мировоззрения может только приветствоваться каждым духовным человеком, так как именно в подобной глобальной – государственной экономике раскрываются перспективы благополучного, осознанного будущего. Второй аспект восприятия иждивенчества скрывается в личностной психологии. Это связано с тем, как каждый воспринимает добровольческий дар со стороны общества, родных и близких по отношению к себе. Если человек воспринимает это как возможность разумного и духовного роста и последующей перспективы служения людям, то мы видим благополучное воплощение получаемого количества в новое качество, а, следовательно, гармоническое равновесие и доброкачественность подобных отношений. Но если это пример эксплуатации общественных усилий в страстных и сугубо корыстных интересах личности, то подобное паразитирование становиться губительной практикой, как для иждивенца, так и для питающего его общества, возвращая обе стороны к материальной конечности притязаний. Как никто другой эти слова поймёт ваша душа и совесть, именно они указуют на качество иждивения. Этот моральный и нравственный исток личностной психологии скрывается в осознанности, которая требует соответствующего культурного, психологического и духовного воспитания. Любые разрушительные последствия иждивенчества указывают на неорганизованность в общественной среде соответствующего воспитания, что требует своевременного внимания и разумного вмешательства.

Когда мы говорим об иждивении и милосердии, то указываем на обстоятельство, которое уже рассматривали как «чудо нового» отношения к миру себе подобных, испокон веков именуемое верой. Именно в этом понятии раскрывается объяснение природного «долга» перед потомством, обществом и духовным мировоззрением. Таким образом, мы должны отчетливо понимать, что нечто нематериальное извечно присутствовало и присутствует даже в расчётливой логике. Никакая оценка стоимостных и количественных показателей не может описать и утвердить реальные, жизнеспособные взаимоотношения людей, так как отсутствие этого духовного качества в практике бытия немедленно оборачивается гибельными последствиями, приводящими всё конечное к разрушению и новой бесконечной попытке перевести количество в развивающееся качество.

Осталось лишь расшифровать эти «удивительные» материально-духовные мотивы личного и общественного поведения и расширить их практику на сферу человеческой жизни. Также вторым аспектом милосердия становится «обратная сторона медали» благополучия – это период разрыва жизни с миром материальной ответственности. Мы говорим о материальном богатстве. Сверхнасыщенность материальными благами, как правило, «вдруг» указует людям на свою несостоятельность в мире духовного естества. Подобная практика часто рождает в наших душах дезориентацию, а порой и полную потерю критериев оценки жизненных ценностей. Именно этот вакуум и есть сверхрезультат, который даёт вам очередной толчок в иное качественное, нерассудительное бытие, где царствует вера и духовное служение, являя тем самым вторую форму проявления милосердия и готовности реализовать добрую волю по отношению к ближнему. Эта форма «меценатства» жизнью является глубокой необходимостью сознания и человеческой природы при соответствующем созревании, когда распахиваются врата готовности целиком отдаться бескрайности веры и духовным перспективам жизни. Подобная жертвенность является наивысшей формой добровольчества, представляя феномен душевной осознанности и готовности безвозмездно служить духовным принципам Бытия, принося в жертву все формы материальных приобретений жизни. Правда, общество на практике никогда не поощряло таких «неразумных» поступков, что вновь отражает перспективные ступени развития коллективного самосознания в наши дни.

Из всех рассмотренных тенденций видно, что милосердие, благотворительность и добровольчество проистекают из независимости личности от материальных условий жизни, утверждённых в общественном сознании как материальная ответственность. С точки зрения здравого смысла понятно, что здесь присутствует явный антагонизм материального образа жизни и добровольчества. Но сейчас мы распознаём лишь две крайние стороны этой целостности. Для заполнения пространства проистекающего от одного образа жизни к иному, в дальнейшем потребуется более детальное прикладное рассмотрение разумности, психологии и духовности нашего бытия.

Человеческая жизнь в общественной практике давно доказала востребованность осознанного распределения физической нагрузки, в том числе и материальной ответственности, между всеми субъектами каждого сообщества. Общество не может быть успешным, если все кинуться делать только одно дело. В связи с чем, человечество в естественном, природном порядке давно разделилось на сегменты практической деятельности. Необходимо отметить, что это разделение взаимной ответственности и деятельности приобрело не только горизонтальное деление по практическим сферам профессиональной пригодности, но также имеет и вертикальную социально-общественную структуру. Хорошо известно, что мудрейший должен руководить процессом, а сильнейший трудиться руками. Может показаться, что это прописные истины, но вопреки этому мнению мудрость далеко не всегда является осознанной востребованностью в сердцах, умах и душах людей. Именно это «малое» противоречие рождает многие современные катаклизмы как экономического, так и политического характера. Именно из истоков непонимания и неосознанности рождается, в том числе, и современное противоречивое восприятие добровольческой деятельности.

Чем отличаются многие от равных себе? Это не праздный вопрос. Мы отличаемся врождёнными и приобретёнными способностями, знаниями и умениями. Почему кто-то более сообразителен, иные более подвижны, третьи физически выносливы, а кто-то наделён безграничной верой? Мы все люди, но каждый чрезвычайно индивидуален. Хочется сказать, что такое многообразие – всё это игра Высшего сознания на гранях бытия. И каждый образ жизни, отражающий качественное отличие, – это указание на наш личный путь к дальнейшему развитию самосознания и соответствующей жизнеспособности. Каждый из вас уже имеет эти качества и перед нами простирается только постоянная практика сугубо индивидуальных свершений. Но как часто мы оцениваем качество и свойства жизни? Насколько осознанно мы свершаем эти шаги? Возникшие вопросы отражают тот аспект, когда миллионами минут жизни мы бессознательно сеем возможность одного единственного осознанного решения. Сегодня в мире нет системной практики по обучению людей науке – свершать добро. Нет науки и общественных институтов по развитию доброй воли, по воспитанию сознания и прогрессивного мышления о жертвенных основах бытия, трезво учитывающих способности личности. К сожалению, часто общество выявляет наши субъективные особенности путем многих проб и ошибок, порой указуя место востребованности, а, как правило, слепо используя каждого из вас в мире нелюбви и зависимости. Но вместо бесчеловечных проб и ошибок можно давно перейти к реализации постоянной осознанной практики воспитания и проявления человеческих, разумных и духовных качеств.

Итак, экономика бытия уже привела нас в образ человека разумного. Но инстинкты нашего животного естества всё ещё подталкивают многих людей к экономике стяжающего мышления, отделяя нас от мирового нравственного развития. Но такой индивидуализм и наплевательское отношение к общественным интересам всё больше и больше становится небезопасным, что направляет нас к самообразованию и мышлению. Сегодня игра частного эгоизма и самости во многом спеленала мировую экономику. И могучий прогресс, словно лунатик, служит не тому, что живёт в нашем сердце, а сердце диктует нам не то о чём мы мечтам в душе. Нас окружает всеобщая разобщённость, двойственность и даже тройственность, мы постоянно переживаем бесконечную расщеплённость наших чувств, мышления и природы бытия. Заложниками этих проблем становятся наши дети. Отчётливо видно, что пришло время принимать решения и приходить к согласию, как в собственном сердце, так и в мировом пространстве политики и экономики.

Давайте сделаем небольшой взвешенный, разумный шаг в будущее и посмотрим на тот образ жизни, который ожидает людей при условии дальнейшего качественного развития. Необходимо понимать, что дифференциация личных качеств, прежде всего, приводит и к многообразию развития экономики и добровольчества. Мы хорошо знаем, что глубоко верующий человек, наполненный духовным знанием и соответствующей культурой, является светочем и источником доброй воли и благодеяний. Экономика для подобной личности, определяемая как процесс «товар – деньги – товар», носит совершенно иной качественно отличный характер от общепринятого эгоцентричного, потребительского образа мышления. Духовность основывает действия на глубочайшем доверии к внешнему миру и чистосердечной готовности свершать свои обязательства. Основой подобного «расчета» являются не цифры, не денежные эквиваленты, не юридические документы, а человеческое слово, абсолютное доверие и востребованность свершаемого.

Подобная практика переводит экономический процесс в непосредственное творчество и реальное дело, что само по себе становиться актом взаимного добровольчества. Особенность этой формы человеческих взаимоотношений заключается в основоположении внимания не на контроле взаимного недоверия, определяемого цифрами денежных знаков, а на свершаемом деле, так как остальные аспекты не представляют для духовной личности ни малейшей важности. Доверие – это всегда согласие, что рождает мир и гармонию бытия. Значит, наиболее перспективное будущее процветания именно в этом шаге к более одухотворённому мышлению. В движении к соответствующей экономике и утверждению на первом месте разумных, человеческих ценностей, проявления осознанной и одухотворённой доброй воли.

Мы видим, что качество изменения окружающей жизни в более нравственную форму бытия скрывается за процессом воспитания в каждой отдельной личности соответствующей степени её осознанности. Что впоследствии отражается в одухотворённых законах общества и принимает не только внешние формы конституционных текстов, но и морально-этические качества социальных тенденций и индивидуальных проявлений. Следовательно, экономика, утверждающая добровольчество, должна основываться не на цифрах, личностных симпатиях и мгновенной жалости человеческой души, а на повсеместном процессе воспитания осознанности и востребованности человеческой, трансцендентной, нравственной, духовной культуры. Именно тогда материальное количество начнёт переходить в столь искомое качество всеобщего благополучия.

Таким образом, мы понимаем, что человеческое бытие имеет множество степеней осознанности и взаимоотношения должны строиться в строгом взаимном соответствии этого качества жизни. Так менее осознанный человек готов и способен трудиться исходя из расчета выгоды. Личность, приобретшая качество духовного сознания исходит из учёта природных законов гармонии, что значительно ценнее и прогрессивнее для современного мира людей. Именно качественный показатель осознанности общества должен являться основой нашего бытия, указывая вектор всеобщего благополучного развития. Посредством эволюции сознания человечество изменяется, и мы видим рост благосостояния, нравственности, культуры, творчества и одухотворённости над материальной склонностью к защите от опасностей через агрессию и расчёт. Это перевоплощение качественного понимания исключительно человеческих свойств позволяет людям наиболее комплексно использовать социальные взаимоотношения с целью укрепления и развития общества. Так мы учимся понимать себя, прислушиваться к другим и, наконец, реализовывать в социальной среде доброту, живущую в нашем сердце.

Многим может показаться, что во всех этих рассуждениях мы видим узаконенное «иждивенчество» одухотворённых личностей над мириадами экономически зависимых людей. Бесспорно, что люди умственного труда, работники культуры и духовные лица целиком содержатся современным сообществом работников ручного труда. Но даже ребёнок сегодня понимает объективность этого положения. Мы знаем об этом, мы говорим об этом, мы утверждаем это, но, к сожалению, сегодня руки и разум многих свершают нечто совершенно противоположное. К тому же хочется сказать, что главенствующая роль духовности и разумности над материальностью, над физическим трудом крайне условна, так как многие одухотворённые люди в большей степени проявляются посредством творчества, которое любит ручное воплощение. Дело в том, что разница состоит не во внешних результатах подобного труда, но, прежде всего, в качестве. В истоках – либо она рождается из жестоких условий инстинктивного рабского выживания или из свободы личности и осознанного, но безрасчётного стремления принести в мир людей красоту и гармонию.

Конечно же, необходимо понимать, что в современном мире многое перемешалось. И, прежде всего, это смешение происходит в умах и душах, что порождает огромные противоречия и воинственную неудовлетворённость многих людей. «Качественное» отличие современной экономики от представленных перспектив состоит лишь в том, что сегодня отсутствует самоосознание природной приоритетности рассматриваемого здесь культурного и духовного образа жизни. Это положение дел обрекает коллективное и личностное нравственное бытие на первичные, бессознательные принципы развития. Любое отступление от стремления к всеобщему единству тут же порождает конфронтацию взаимных интересов. Без этих принципов логика и расчёт служат только вашему эго, восстающему не только на Божественные принципы, но и на ближнего своего, на государственные основы, на весь мир. Это противоречие наносит экономическому балансу мирового сообщества сокрушающий удар недоверия, приводящий к краху любых экономических взаимосвязей, низводя к гибели все социальные достижения современного общества.

Хотелось бы отметить, что человечество часто не замечает, что мы представляем на планете лишь одну из сторон проявления жизни. Мир Земли также существует по принципам вселенской экономики, которая требует выполнения некоторых условий всемирного общежития. Ведь необходимо понимать, что планета в настоящее время инвестирует современное человечество совершенно безвозмездно, даруя свои природные ресурсы. Это иждивенчество требует соответствующих решений в выборе приложения тех благ, которые даруются нам. Поднимается вопрос: куда мы расходуем эти природные блага – на материальное, потребительское эго или на развитие чего-то большего, что ожидает Природа – на духовный рост и развитие Сознания? Подобное добровольчество со стороны Земли ждёт ответного решения и благодарности, иначе её неудовлетворённость может прекратить этот опыт и начать всё вновь с очередного «потопа».

Как видите экология, классовые разногласия и личные проблемы могут иметь единый и несколько более глобальный характер. Стоит задаться вопросом: не выбираем ли мы сегодня судьбу мира и наших детей, относясь к развитию доброй воли в высшей степени пренебрежительно и недостойно? Пришло время утвердиться в том, что важнейшим истоком экономики человеческого добровольчества является соответствующая востребованность. Необходимо понимать, что в рядовом акте человеческих экономических взаимоотношений фактором адекватности является интерес в получении того или иного продукта или услуги. Сегодня мы выражаем материальную заинтересованность и благодарность в денежном эквиваленте, тем самым, замыкая энергетический и экономический процесс взаимных отношений. Нечто подобное происходит и в мире добровольчества. Для окончательного свершения любого акта милосердия, личность, осуществляющая его, нуждается в востребованности и «оплате» труда соответствующим вниманием. Необходимо понимать, что подобное вознаграждение с точки зрения логики современной «экономики» является нематериальным, а значит совершенно не первостепенным и даже маловажным фактором. Но для духовной личности и для Космоса этот аспект взаимного благодарения носит исключительно важный характер. Именно взаимная благодарность и востребованность каждого милосердного деяния является «оплатой» устремлений и смысла жизни добровольца. В противном случае доверие дарителя остается невостребованным, что порой порождает неудовлетворённость и осуществляет возврат личности дарителя из мира духовных отношений в мир отношений материальных. Подобные обстоятельства часто нарушают процесс духовного развития нашего гуманного естества, что, как правило, приводит к всеобщему регрессу бытия людей и провоцирует конфликтность в обществе.

И всё же многим может показаться, что добрая воля это нечто отдалённое от жизни. Что поделаешь, но вопреки здравому смыслу мы часто вновь и вновь избегаем качества, уделяя всё внимание лишь количественным показателям материального благосостояния. Как это объяснить? Ведь примеры добрых дел и благодарности всегда вокруг. Почему мы редко улыбаемся друг другу? Почему так боязно признаться в своих чувствах и сопереживать ближнему человеку? Ответ живёт в эгоистичном уме – мы боимся! Боимся разочароваться, боимся получить удар непонимания и недоверия, боимся насмешки над эмоциями и сочувствием. И потом, ведь так хочется немного расслабиться и пойти на поводу «маленьких» желаний – быть «не хуже» других. Этот всеобщий, захлестывающий страх перед окружающими людьми, и желание ощутить материальную состоятельность перед братьями и сестрами рождает апатию, безразличие и агрессию, внутреннее духовное одичание и гибель человеческого доброго естества. Видите, как всё обыденно и реалистично. Именно поэтому в современном обществе столь слабо развита востребованность добрых дел – это результат страха за «кусок хлеба» и гордыню, от недоверия к себе, от ущемлённой, неразвитой духовной целостности, а порой и от подсознательных не очень добрых помыслов.

В сказанных словах заключён смысл, направленный на общественное сознание, на осмысление и принятие нового мировоззрения коллективных взаимоотношений. Все эти особенности развития добровольчества носят, как правило, локальный характер, не нарушая общечеловеческого природного, бессознательного духовного развития. Но важно понимать, что указанная здесь локальность – это судьбы миллионов людей, это ежедневная жизнь, это успехи и боль. Каждый из нас живёт своими личными интересами, поэтому путь добровольчества и соответствующая экономика духовного воспитания могут стать самой настоящей путеводной звездой в мир вашего личного благополучия. Поэтому, может всё же стоит обратить особое внимание на всё сказанное здесь? Ведь ваша жизнь и жизнь близких может в буквальном смысле зависеть от этого личного отношения к «нематериальной» философии доброй воли.

Стоит отметить, что в практике современной жизни духовное добровольчество и  милосердие наряду с моральным удовлетворением и общественной признательностью не менее обильно награждается и материальными благами, что говорит о некоем высшем принципе распределения материальной энергии. Именно эта надобщественная благодарность наиболее наглядно отражает нечто общепланетарное и трансцендентное, о чём всегда необходимо помнить в практике жизни. Далее мы рассмотрим эти ступени благополучия духовного роста, непосредственно связанные с миром практического добровольчества и сотрудничества с миром товарно-денежных отношений и иных экономических принципов бытия.