Get Adobe Flash player
Главная Книга «Философия добровольчества» Экономика добровольчества Общая часть

Общая часть

лава о физиологии добровольчества рассказала вам, о природных явлениях, которые вначале обозначили, а в дальнейшем выстроили принципы развития общества. В основу рассмотрения мотиваций происходящих событий была заложена воля личности, изучение её качеств и форм реализации в повседневной жизни. Но физиология – это то, что даровано природой, что находится как бы за гранью разума и возможностью осознанно воздействовать на её механизмы. В отличие от предыдущей работы, вторая глава целиком посвящается разумной деятельности, тому, что даёт человеческая рассудительность, логика и творчество. Именно экономика отражает не только природное естество, в котором мы всего лишь пассивные участники, а являет полноценный акт нашего осознанного искусства. Перед вами процесс, происходящий, прежде всего, в общественных, коллективных интересах, на первый взгляд, бесконечно удалённых от нашей личностной психологии и физиологии.

Вы непременно ощутите, что особенно остро экономика проявляет свои свойства в процессе изучения и культивации человеческого добровольчества. Ведь на первый взгляд в этом присутствует живое противоречие, динамика, контраст. Это выглядит даже абсурдным. Например, как можно рассматривать и воссоединять в качестве целого и согласного выгоду и милосердие? Кажется, что невозможно. Но более глубокое проникновение в единство и двойственность противоположностей Бытия раскроет перед вами истинное понимание свойств, предназначения и смысла человеческой жизни. Ведь с точки зрения гуманистического мировоззрения современное человечество представляет собой запутанный клубок мириады эгоцентричных инициатив миллиардов людей, непрестанно борющихся за выживание в попытке покорить свою природу и Природу окружающего мира. Глядя на своё отражение и окружающий мир, сложно убедить себя в том, что все мы добродетельные ангелы. Правда, можно отметить, что сегодня люди во многом уже распознали никчемность и бесцельность эгоизма, извечно алчущего «места под солнцем» в «борьбе» со своим Божественным естеством. Поэтому пришло время уйти от раскольничества и уделить внимание тем положительным сторонам Бытия, которые всегда присутствуют в человеческой жизни.

Придадим особое значение экономическим фактам, указывающим на важность явления доброй и Высшей воли в нашей повседневной, материальной жизни. Важнейшим и первичным проявлением «божественного» и всё же материального критерия стал тот наглядный факт, что совокупность любого множества, в том числе и людей, всегда становится чем-то большим, нежели их количество и арифметическое сложение личных, индивидуальных качеств отдельных единиц. Это утверждение близко к теории относительности, когда критическая масса рождает сверхвозможности и соответствующий сверхрезультат. Такое проявление геометрической прогрессии получило достойное объяснение в мире физики и химии, но подобные изыскания в сфере общественной жизни часто остаются за гранью внимания людей. В суете каждого дня, говоря о количестве, мы вспоминаем лишь о стихийности толпы и её бессознательной, разрушительной способности. Но, как правило, совершенно забываем обо всём том, что создано обществом и единым усилием организованного, слаженного и «вооружённого» идеей коллектива. Стоит заметить, что в этом эффекте присутствует как добровольческий, так и экономический аспект. Не правда ли в этом есть некоторая «изюминка»?

В раскрывающемся перед вами новом мировоззрении наиболее наглядно проявляется двойственность окружающего нас мира. Ведь экономика начинает проявлять своё присутствие только при факте объединения наших усилий, а оно без проявления доброй воли практические невозможно. Только при наличии коллективных шагов мы начинаем говорить о товарообмене, прибыли, расчёте и соответствующем накоплении ценностей. Значит, рассуждая о доброй воле, мы можем говорить не только о качестве своего самосознания, но и о количестве происходящих событий. Оказывается, проявление доброй воли приводит людей к нарастанию не только культурных, но и совершенно конкретных, материальных ценностей. Значит, подобные осмысленные тенденции сверхрешений могут помочь людям ни сколько в изучении социальной статистики и философии, но в большей степени оказать содействие в практической, повседневной деятельности. Таким образом, рассматривая первые шаги добровольческого, а значит, и экономического процесса мы раскрываем не дилемму и не противоречие, а важнейший принцип благополучного развития коллективного и индивидуального бытия. Эти строчки помогут вам не только стать вдумчивее, но немного состоятельнее и, конечно же, полезнее для окружающих вас людей. Значит, мы можем сделать вывод, что милосердие души и материальное благополучие взаимосвязаны, экономически обоснованы и их согласие, бесспорно, перспективно для нас. Сегодня это открытие важно не только зафиксировать, но и превратить его в осознанное действие, тем самым помогая себе и обществу решить весь комплекс стоящих перед человечеством задач по глобализации самосознания, экономики и пробуждения соответствующей востребованности доброй воли.

Современная глобализация человечества неизменно призывает каждого из нас к подобным гуманистическим размышлениям. Эти тенденции, подталкивающие людей, к объединению и к коллективным решениям возникающих социальных проблем всё более и более требуют учёта не только личностного благополучия и семейного уюта, но и постоянной практики участия в жизни общества. Таким образом, мы вновь возвращаемся к тому, что в современном социальном мировоззрении становится наиболее актуальным слово о добровольчестве, об индивидуальной и коллективной согласной доброй воле. Попробуем научно и обосновано подумать об этих новых условиях жизни, о современном уровне и пространстве экономики и политики общечеловеческого бытия.

Представшие перед людьми вехи познания, отчётливо указывают, что сегодня коллективная разумность раскрывает ещё одну возможность значительного повышения всеобщего и личного уровня жизни не в пример скромному количеству имеющихся у нас индивидуальных ресурсов. Конечно же, обывательское мышление основывалось и основывается до сих пор на учёте исключительно личной, эгоистичной выгоды. Именно из этой примитивной, локальной, но жизненной психологии рождаются все те затруднения, которые мы видим в ежедневных межличностных и межгосударственных конфликтах. Стоит распознать, что логика прямого «выгодного» индивидуального расчёта не могла бы дать человечеству шанс выжить в сложных условиях первобытной хищной, животной природы. В этом решении человеку помог не расчёт, а нечто иное, не определяемое простейшей суммой имеющихся у него физических слагаемых. Сотни тысяч лет назад в дело выживания людей вмешалось чудо, трансцендентное, а это значит духовное человеческое естество, которому мы до сих пор не можем найти логичного объяснения. Лишь один шаг навстречу этой могучей силе, и немощное, тщедушное существо стало «хозяином» планеты. Именно вера, заменившая «на первых порах» сознание, позволила людям свершить нечто выдающееся, что возвеличило нас над рамками весьма заурядных индивидуальных физических способностей. Таким образом, из природной неразрешимой двойственности: материального и духовного начала посредством доброй воли родилась экономика, как единая форма проявления коллективной осознанности, дарующей человечеству способность объединиться в качественно новое согласное материальное сообщество.

Конечно же, первая добрая воля, также как и человек, родилась из глубоко материальной, подсознательной необходимости выжить, что подтолкнуло людей к начальному объединению. Мы уже говорили об этом. Верным подтверждением этим словам служит современный мир – это бескрайнее море практических доказательств выгоды корпоративности, сотрудничества и взаимопомощи. Но такие достижения – это был слепой и весьма затруднительный опыт развития человеческой эволюции. Надо понимать, что у каждого пути есть свои ступени и основополагающие принципы. Они могут быть мирными и гармоничными, а могут иметь и тенденции революционного характера. И каждая из них ждёт готовности и соответствующей зрелости, чтобы найти должные возможности позволить людям сделать ещё один шаг к своему собственному, столь загадочному предназначению. Сегодня мы можем утверждать, что во всём этом раскрывается совершенно новая форма восприятия жизни, именуемая здесь добровольчеством, которая порой реализуется в человеческом сознании сразу в нескольких формах.

Выгода, расчёт и вера ежедневно побуждают каждого разумного жителя Земли ко многим переживаниям и действиям, которые могут приносить как согласные, так и совершенно иные противоречивые результаты. Рассматривая происходящие в современном обществе события, может показаться даже удивительным, что во всём этом может быть некоторое единство. Но сегодня мы уже знаем, что это именно так и дальнейшая наша работа послужит этому прекрасным примером. Чтобы не сбиться с пути мы погрузимся в эти исследования, исходя из оценки частностей, выявляя в них закономерности, способные привести к обобщённому целому. Таковым творчеством является экономика общества, когда из мириады частных, хаотичных интересов и доброй воли рождается гармония человеческих взаимовыгодных отношений. Всё это происходит по аналогии ткацкого мастерства, когда из хаоса пряжи и нитей, через творческий гений человека, на свет рождается неповторимый узор дивных ковров и гобеленов, удивляющих нас сотни лет своей красотой и совершенством. Исходя из этой аналогии, стоит утвердиться в том, что важнейшую, основополагающую роль в деле экономического плетения мира играет личность. Именно она становится основой бытия, и только все остальные субъекты и процессы, окружающие нас, являются той самой «пряжей», которая придаёт жизни цвет, объём, смысл и совершенство нового творения. Но современное общество пока не рассматривает индивидуальную практику всестороннего развития личности, как базовое основание жизнедеятельности. Именно в восприятии этого противоречия скрывается важная роль сегодняшней работы.

Оказывается, нельзя произвести качественный рост целого без соответствующих изменений каждой составляющей его частности. В свою очередь, и самостоятельное развитие отдельной личности или процесса без востребованной поддержки её свойств со стороны общества будет разрушать мировую гармонию. Так происходит, когда индивидуальность вероломно ставит равенство между своими желаниями и окружающим её социальным пространством, не рассматривая коллективное единство соответствующих интересов. Вам покажется странным и противоречивым, но подобное проявление – это тоже форма развития жизни, являющей бессознательный шаг эволюции. Но этот путь всегда носит временный, малоэффективный и крайне расточительный характер. Я думаю, что никому из вас не хотелось бы становиться таким эволюционным материалом, тем количеством, которое когда-нибудь обязательно перерастёт в чьё-то качество. Современный человек не травинка, пробивающая асфальт лишь с одной целью выжить и тут же погибнуть от ног миллиона невнимательных прохожих. Сегодня мы в состоянии осознать те процессы, которые происходят с нами и окружающим миром, чтобы придти к единству взаимопонимания и согласия.

Сложившаяся социальная невосприимчивость к осознанному, а, значит, благополучному образу жизни отражает основу самой глобальной трагедии современного общества. Особенно остро это противоречие отражается в современной экономике, которая не терпит не согласованных, эгоцентричных, а значит, односторонних действий. Именно в мире денежных средств, при распределении природных и кадровых ресурсов доверие и добрая воля представляются основой всеобщей стабильности человеческой жизнедеятельности. Важность этих слов состоит в том, чтобы указать на тенденцию, которая сегодня встаёт перед людьми и в дальнейшем может обеспечить благополучное развитие общества, преодолев складывающиеся неблагоприятные, излишне эгоцентричные условия бытия. Изначально надо понимать, что в настоящий момент мы говорим об условии всеобщего выживания. Ведь критическая масса нашей несостоятельности при коллективном бессознательном усилии разобщённых частных интересов может в одно мгновение разрушить не только бытие отдельной личности, но и привести к краху всё общество в целом. Пришло время рассмотреть добровольчество, соответствующую экономику и должное воспитание личности, с целью объединения частных интересов, выгод и проявления воли, как нечто чрезвычайно жизненно необходимое и перспективное в наше неспокойное время.

Понимание полезности и готовности сделать доброе дело, несущее позитивный результат окружающему обществу, открывает заветную дверь той сверхвыгодной экономики, о которой мы столько говорим. Безусловно, что экономическое мышление большинства современных людей остановилось, на приносящем прибыль принципе «товар – деньги – товар». В материальном плане это обозначает получение большего количества материальных ценностей в сравнении с тем, что мы израсходовали. Но разве может что-то не живое приумножиться? Из денег не могут рождаться деньги, для этого нужен ещё и живой процесс свершения реальных дел. Только из одушевлённого семечка может вырасти целая яблоня и дать сотни яблок. Но для этого нужны годы, благополучная среда, труд и удача, которая вновь являет некий высший, не объяснимый логикой слов и рассуждениями, принцип жизни.

Таким образом, мы видим, что прибыль, не связанная с жизнью, ростом, развитием, трудом и Благословением является просто иллюзией, человеческой фантазией, а, следовательно, самообманом и насилием над окружающим миром бытия. Именно это рождает при соответствующем накоплении таковых иллюзорных ценностей экономические кризисы, инфляцию, а на индивидуальном плане банкротство, безработицу, и, в конце концов, крах поддерживаемого эгоцентричного образа жизни. Что мы получим в итоге, если годами прибавляли к одной иллюзии другую, по существу обманывая себя и окружающих людей? Ответ очевиден, мы имеем то, что вложили. В результате мы остаёмся с одной только прибавочной стоимостью, которая может быть нарисована в виде любой цифры, как на расчётном счёте, так и в образе денежного эквивалента, но не представляющей никакой реальной, материальной ценности. Часто у людей остаются на руках огромные суммы, написанные на бумаге, но приобрести на них мы уже ничего не можем. Таков сухой остаток этого взаимного обмана, лености, взаимного недоверия друг к другу и праздных иллюзий.

Немаловажной ошибкой процесса современного экономического развития также является и обоснование взаимоотношений на чём-то не живом. Золото, минералы, цифры – всё это не может расти, приумножаться,  являя Высшую добрую волю жизни. Именно поэтому общество столкнулось с противоречием между живой доброй волей и современной «экономикой». Сегодня психология расчёта многих людей основывается на мёртвых, не одушевлённых ценностях, что не свойственно человеческой природе. А добрая воля – это жизнь, это процветание, Творчество. Поэтому вкладывая свои чаяния и душу в мёртвое, мы часто теряем себя, становясь «зомби», служащих золотому тельцу и арифметическим пирамидам алчности. И в этом «служении» мы теряем свою вечную, живую душу, превращая собственное сердце в камень, а разум в арифметическую машинку.

Таким образом, перед вами сформировалась дилемма между миром конечным и миром вечной жизни. Всё живое – вечность, всё конечное – это смерть. Значит, в образе экономики доброй воли перед человечеством раскрывается совершенно иной срез истоков социальных проблем. Что будет происходить, если мы знаем, что общество и экономика расцветают только при живой доброй воле, но вопреки этому будем опирать логику мышления и расчёт на иллюзорные и мёртвые элементы – металлы, цифры и прибыль? Ответ очевиден, в итоге мы станем «каменеть» и «бронзоветь», переходя в мир иллюзий. В результате потерпим крах и разорение, разочаруемся и погибнем как явление Божие в неимоверных материальных и душевных страданиях. Важно понять, что всё мёртвое противно нашей человеческой природе. Пришло время убедиться в том, что в самых основополагающих принципах современной экономики раскрывается противостояние между жизнью и смертью, смешавшихся в коллективном, а часто и личностном, то есть нашем бессознательном рассудке. Перед вами самое настоящее противостояние добра и зла, доброй и противной ей воли. Значит, сегодня за всеми людьми, за каждым из вас стоит выбор, живое творчество человеческой воли, идущее навстречу тому, что же мы выбираем и определяем в качестве цели, инструмента и образа своей жизни.

Сегодня регулирование этих процессов на себя берёт общественный институт государственной социальной политики. Но за общественными интересами всегда стоят отдельные люди. Именно поэтому ко всем общественным инициативам необходимо относиться только с ссылкой на личностные мотивации людей, чтобы не споткнуться об иллюзорные ценности, родившиеся в эгоцентричной, порочной психологии индивидуальной бессознательности.

В целом мы видим, что общественные инициативы и законы шагнули значительно далее подобной собственнической психологии – они утверждают объединение, глобализацию и во всеуслышанье декларируют доверие! Явным проявлением этих тенденций становится введение экономических государственных и международных субъектов. Но нужна не только декларация, необходимо воспитание разумности – сознания каждого человека. Индивидуального сознания готового провозгласить себя Человеком – единой семьёй планеты Земля. Иначе массовые иллюзорные достижения мира людей рухнут, раздавив нас несостоятельностью и неготовностью к принятию вечно живой Истины. Вглядитесь в полосу новостей – очевидно, что планету вновь ждёт кризис, войны и соответствующее материальное разорение эгоцентричных фантазий. Только немедленными действиями мы можем остановить этот разрушительный процесс. Чтобы избежать очередного краха, жизненно необходимо найти новые шаги благотворной экономики доверия и соответствующей индивидуальной психологии. С этой точки зрения добрая воля – хорошая находка. Это тот шаг, когда уходит вынужденная, а порой совершенно бездумная необходимость обманывать друг друга. Добрая воля в экономике современного общества – это путь, постепенно приводящий личность и общество к замене «прибыли» цифровых иллюзий денежных масс на реальные дела. В добровольчестве важна акцентация внимания не на условном количестве, а на реальной практике дел. Конечно же, эти дела могут быть описаны языком цифр, но они должны строго соответствовать реальным событиям, где происходит живой обмен равноценных приобретений без процентов и инфляции, без доходов и «запланированной» прибыли, без иждивенчества и безработицы. Правда, в сложившейся товарно-денежной ситуации это сделать крайне сложно, так как денежная масса и оценка ценностей зашли в область исключительно иллюзорных образов. Вы должны это глубоко ощутить – насколько мы привыкли к собственным иллюзиям, по сути обманывающим нас.

Конечно же, современные проблемы не являются результатом коллективного решения ввести друг друга в заблуждение. Как мы уже рассмотрели, реальная социально-ориентированная экономика всегда ратует за всеобщее процветание. В итоге можно сделать вывод, что корень всеобщих проблем, прежде всего, скрывается не в обществе, а в особенностях мышления каждого человека. Это в нас не хватает доброй воли, это мы схитрили, поленились и отказались от ответственности в надежде на ближних своих. Это мы сменили врождённые живые ценности на каменных, металлических и цифровых истуканов бездушного, безответственного расчёта. Пришло время задуматься – не стали ли мы, каждый из нас рабом всех этих обстоятельств, золотых кумиров и мирового зла? Не живём ли мы чужими указаниями, а не своим собственным, бьющимся, трепещущим Сердцем? Оглянитесь – ответ очевиден, сегодня мы глубоко больны самообманом, леностью, страхом, утерей путей Жизни. Человечество потеряло свой Путь. Мы стали непутёвыми, потерянными, ослепшими! Эти «маленькие» оговорки и хитрости нашего «карманного» эгоизма всё больше и больше начинают носить массовый характер, охватывая весь мир эпидемией рассудительной, алчной, похотливой безнравственности. Разрушая себя, пренебрегая своей доброй волей, мы вновь становимся на грань войны неуёмных, необоснованных взаимных претензий, грозящих нам гибелью не только собственной души, но и в целом всей цивилизации.

Каждая война отрезвляет. Страдания и лишения разрушают все иллюзорные расчёты, возвращая людей к живому здравому смыслу доброй воли, инстинктам самосохранения пред глобальной задачей выживания. Но стоит ли сегодня вновь возвращаться к этой древнейшей технологии воспитания первичного самосознания? Не проще ли заняться культурой воспитания в каждой личности жизнеутверждающих основ доброй воли и нравственности? Вглядитесь – чему мы учим наших детей в школах, университетах, в телепередачах и фильмах? Добру? Миру? Любви? Вовсе нет! Мы учим их цифрам, отчётам, анкетам, праздности, правилам заполнения бумажек, психологии рабского труда «на благо» общества, истерии несостоятельного эгоизма и потребительскому образу жизни. Стоит утвердиться в том, что современное общество обладает достаточным потенциалом, чтобы в считанные десятилетия изменить основы экономики, оперев её на принципы взаимного доверия, а личностную психологию человека на стремление к реализации доброй воли и воспитание соответствующего качественного одухотворённого самосознания. Но пока этого нет, и новая волна глобальной опасности всё ближе и ближе подходит к миру людей.

В наши дни культура общества значительно обогнала сознание каждой отдельной личности большинства представителей населения планеты. Отдельные одухотворённые индивидуумы пока не в счёт, они представляют лишь тот уровень, который способствует поддержанию этой культуры, но они не в силах, без согласия с человечеством изменить ситуацию в целом. Значит, пришло время подтягивать «хвосты». Иначе эта «турбулентность» противоречивых потоков взаимоисключающих инициатив в какой-то момент может вновь в одно мгновение разрушить установившийся мир. Эти «шероховатости» развития мы можем увидеть не только в алчной эгоистичности индивидуализма. Сегодня они проявляются во всех составляющих общества, являющегося отражением нашего личного душевного состояния. Приходиться признать, что даже современные технологии социальной благотворительной помощи часто создают противоречия между личностью и общественной практикой жизни. Примером может послужить одностороннее оказание материальной поддержки личности со стороны общества, без внимания к её индивидуальности, сознанию, образу жизни и обратной взаимной востребованности. Как правило, «слепая», невостребованная «добровольная» помощь рождает в среднестатистическом человеке чувство ненужности, отстранённости от жизни, иждивенчества и духовной апатии. Что способствует расцвету безынициативного потребительства, противоречащего принципам здоровой, природной экономики доверия и взаимности. Такая ситуация порождает остановку не только личностного воспитания, но немедленно сказывается духовным регрессом и на обществе. Наглядным доводом служит барьер «пенсионного возраста». Человек, привыкший трудится каждый день на благо других людей, выходя на пенсию, переживает и всецело ощущает свою ненужность. И люди начинают болеть, страдать и вмешиваться в жизнь близких, рождая всеобщую социальную психологическую неудовлетворённость и нестабильность. Многие просто не могут пережить такого изменения обстоятельств и умирают.

Мы видим явную социальную проблему. Она скрывается как в личности, так и в обществе, которое часто отказывается от этих людей, не принимая их в экономику коллективного бытия. В этом конфликте наглядно отражено, что человек не может и не хочет быть индивидуалистом и рантье, а общество не должно свершать свои даже самые добрые дела бессознательно и формально. У каждого человека есть добрая воля, желание помогать и жить в согласии с другими людьми, постоянное стремление повышать духовное самосознание. В итоге задача здорового общества заключается в способности поддерживать экономическое равновесие между вложением материальных и духовных средств и их востребованностью, тем самым, способствуя развитию личности и укрепляя свою целостность. Осталось лишь найти согласие этих тенденций и организовать разумную, экономическую востребованность для получения искомого всеобщего процветания.

Похожая ситуация складывается в современном обществе и с людьми, получившими инвалидность. Общество постановило, что опекает этих людей и оказывает материальную помощь – это наглядно представляет огромное достижение коллективной доброй воли. Но где востребованность этого ресурса? Мы вновь видим, что здесь нарушаются законы экономики – вложил средства и силы – получи адекватный возврат вложенных ресурсов. Но современное общество упрямо расходует силы, не задумываясь не только об экономике этого процесса, но и о психологии тех людей, которых оно превращает в иждивенцев, вычеркивая их из активной жизни социума. Здесь нарушаются законы живой мировой гармонии, а, следовательно, нас постигают соответствующие неблагоприятные последствия.

Глядя на социальную практику, мы видим, что общество часто безрассудно и безвозвратно расходует средства, что затормаживает развитие опекаемой личности, приводя её к деградации. Мы понимаем, что такие односторонние результаты – это прямая связь с гибельными последствиями, как для личности, так и для общества в целом. В этих примерах отчётливо видно, что современная экономика больна, что существующая разумность воспитана лишь на половину, что о духовных сознательных мотивах общества пока говорить явно преждевременно и почти невозможно. Но в этих примерах живёт путь и, прежде всего, он опирается на добровольчество тех, кто попадает в список невостребованных, «вычеркнутых» из жизни общества людей. Перед нами возникает естественный экономический ресурс и путь к пробуждению и востребованности их доброй воли. Во всём этом мы можем и даже должны видеть направление к воспитанию личного мировоззрения, нового гармоничного общественного самосознания, экономики, способствующей развитию всецелой человеческой разумности и мирового гуманизма.

Глядя на эти «курьёзы», стоит серьёзнейшим образом разобраться в формах добровольчества, сложившихся в современном обществе. Конечно же, самой первой и базовой формой сотрудничества становится практика индивидуального выживания. Это врождённое чувство самосохранения до сих пор является лучшим советчиком в жизни людей. Именно этот образ мышления даровал нам востребованность последующего добровольного объединения в сообщество, способное противостоять внешней физической опасности. Очевидно, что в дальнейшем именно описываемая нами борьба превратилась в практику совместного добывания и взращивания пищи, оказания взаимных услуг, распределения ответственности, что постепенно привело к формированию общественного самоуправления, законотворчества и государствоустройства. Так приходится вспоминать, что в свою очередь именно экономика добровольных взаимоотношений переросла из внутрисемейных, родовых взаимоотношений и товарообмена в современную форму договорных отношений «товар – деньги – товар». Только каждый шаг к более глобальным решениям от личностных к общественным интересам становился путём развития добровольчества и мировой экономики. Но важно ощущать, что вокруг этого всегда была грязная «пена» личных эгоистичных интересов, что постоянно затуманивало целостное благополучное понимание явления доброй воли в мире логичного расчёта. За этой пеленой частных препон очень сложно заметить ту жемчужину человеческой жизни, которая является самым важным её явлением – первооснову Бытия, сокрытую в неуклонном проявлении доброй воли.

Рассматриваемые нами процессы и шаги цивилизации не сложно понять. Ведь всё это время мир развивался и процветал не в стремлении взаимного уничтожения и эксплуатации, а в первую очередь на соответствующем разумном, культурном и нравственном воспитании личности и вселенского порядка. В этом постоянном процессе роста взаимного доверия накопление товарного эквивалента – денежной массы позволило многим людям и обществу в целом проявить разумные и душевные качества гуманистического естества, что послужило основой научного и культурного прогресса человечества. Но мир бытия двойственен, именно поэтому в тени добрых решений часто скрывается зло, извечно наносящее удары по тому, что живёт в мире наших нерешённых проблем, там, где мы ленимся и проявляем свой эгоизм. Зло словно опытный хищник, всегда высматривает того, кто «отбился от стада», кто одинок, слаб и немощен душой и духом. Поэтому в развитии общества мы обязательно должны видеть противоречивую целостность истины, когда переходя от непосредственного доверия к расчёту, общество всё больше и больше теряет живую первооснову наших нравственных добровольческих отношений, увязая в формализме и лжи. И всё же таким образом, шаг за шагом, прихрамывая и спотыкаясь, в настоящее время на планету, наконец, снизошел новый виток экономического развития, который принёс человечеству более глобальную власть, комфорт и «призрачную» возможность востребовать более нравственную культуру нашего духовного самопроявления. Именно так наряду с громадными эгоцентричными минусами в коллективном сознании вновь воссияло добровольчество, как обособленный феномен общественной жизни и милосердный акт социальной взаимопомощи.

Эта возможность удовлетворения базовых потребностей жизнеобеспечения отдельной личности позволила обществу «роскошь» дальнейшего разумного, культурного и духовного развития человечества. Что поделаешь, но естественный путь развития доброй воли неотделим от индивидуальной материальной зависимости, которая в свою очередь опирается на разумность и одухотворённость, ставших учителями и наставниками нашей личной и коллективной осознанности. Но грань между этими сферами очень тонка и лишь один шаг в сторону эгоизма способен перевернуть мир не только личности, но и всей планеты. Приходится признать, что сегодня наше доверие во многом утеряло свою глобальность. Размениваясь на расчёт, мы отвергаем свою веру, лишая нашу жизнь доброй воли. Важно понимать это и удерживать равновесие, уверенно стремясь от расчёта к реальному переживанию душевного сочувствия в восприятии мира и людей.

В итоге мы не можем пройти мимо, не заметив ещё один институт общественного добровольчества. Сегодня наряду с разумным и душевным участием в жизни социально незащищённых слоев населения общество также всецело признало и духовную форму добровольчества в виде идеологического и религиозного служения. В этом аспекте необходимо видеть важнейшую двоякую роль идеологии и религии в экономической жизни общества. Первая из них – это политическое управление и олицетворение власти духовных сил и знания над невежеством и малодушием неорганизованной массы людей. Второй аспект проявления человеческой веры – это институт милосердия, дающий личности богатство нравственного идеализма принятия и утверждения всеобщего братства справедливости и любви. Конечно подобные тенденции – это прекрасный образец развития доброй воли, но далеко не всеобщая практика. Подобная форма добровольчества в своё время уже имела кратковременное место своей массовой, всеобщей государственной реализации в современном обществе в образе утопического социализма. И жители стран экономической взаимопомощи (СЭВ) периода XX века имели опыт не только созерцать этот процесс, но и полноценно принять в нём посильное участие.

Почему не победила эта добрая идея, хотя была так близка и сулила всем материальное и душевное благополучие? Очевидно, что в этом опыте прорыва идеализма, имеющего духовное, разумное и экономическое обоснование, произошёл отход от условий всеобщей гармоничной реализации. Людьми не было реализовано условие добровольного, а значит, подготовленного, воспитанного и востребованного развития всех составных частей общества.

Человечество остановила индивидуальная неосознанность отдельной личности. Реализуя подобные процессы, необходимо тщательно соблюдать законы гармонии – развития и становления доброй воли, основой которой является востребованность и соответствующая осознанная инициативность. Подобное начинание требовало воспитания в каждом человеке культуры согласия, уделение внимания качественному подбору и подготовке кадров системы общественного самоуправления, формированию всеобщего комплекса экономической востребованности, позволяющей самореализоваться отдельной личности на благо общества. Неподготовленность социума к глобальной работе с индивидуальностью, административная, иерархическая неосознанность многих ступеней этого многогранного процесса, породила всеобщую формальность и насилие над отдельной личностью. А в целом эгоцентричную, тоталитарную внутри общественную конкуренцию вначале за первенство идей, а впоследствии за преуспевание индивидуальной власти в погоне за материальными благами. Именно так погиб российский социализм и все надежды мирового коммунизма на господство всеобщего равенства и братства в двадцатом веке.

«Скачки» экономических и социальных взаимоотношений между обществом и личностью отражают нашу очевидную неосознанность и неподготовленность к взвешенному росту индивидуального и коллективного самосознания. Вопрос воспитания человеческой разумности представляет огромный мир различных технологий и практик, что не раз культивировалось как философией, так и религиозным служением. Но экономическая дисгармония общества и множественные доказательства личной эгоистичной неуравновешенности говорят о необходимости искать нечто более практичное и толерантное, нежели революции и фанатизм. С этих позиций хорошо видно, что только добровольчество может сегодня стать тем образом жизни, который способен поддержать и развить новую наиболее гармоничную форму будущей экономики и социальной психологии современного человечества. Добровольчество вновь готово сослужить хорошую службу и вознести сознание каждого из нас от воинствующего восприятия индивидуальной материальной выгоды к духовному слиянию в братстве доверия всеобщей человеческой семьи.

Как видите, сегодня стоит очередной барьер роста коллективного и индивидуального самосознания, когда должно произойти «волшебство» качественного изменения отношения личности к получаемым результатам. Этим чудом должно стать всеобщее методическое воспитание веры и желания изменить существующую опасную ситуацию в новое благополучное качество жизни. Подобный шаг можно назвать гуманистической идеологизацией общества, основывающейся на внесении во все его институты – законы, экономику, политику и мировоззрение личности нравственных аспектов сотворения добра. К тому же, не стоит забывать, что нас подгоняет верная надзирательница – Природа, она неусыпно вынуждает человечество преодолеть этот путь, угрожая нашей жизнеспособности. Современная урбанизация и перенаселение взывают к новому коллективному экономическому решению, социальной политике и личному сознанию, угрожая нам разрушительными войнами и кризисами. Ввиду этого пришло время предпринять реальные меры по воспитанию очередного качественного развития нашего личного разумного и духовного потенциала. Настали сроки рассмотреть добровольчество более детально не только, как инструмент воспитания самосознания человеческой личности и коллективной веры, но и прежде всего как перспективный механизм мировой экономики.