Get Adobe Flash player
Главная Книга «Философия добровольчества» Физиология добровольчества Образ жизни

Образ жизни

е раз мы убеждались в том, что все принципы общественного бытия сформировались под воздействием природных условий жизни, «угрожавших» существованию личности. Под постоянным воздействием внешних причин испокон веков люди находили взаимовыгодный компромисс, спасающий индивидуальную жизнь и обогащающий человеческое сообщество новым опытом. Бесспорно, что в этом акте сотрудничества легко распознать множество столь необходимых нам сегодня ростков осознаваемой доброй воли.

Как же осуществлялось это сотрудничество, на каких принципах логики, психологии или интуиции выстраивались подобные столь важные для всех нас решения? Оказывается, даже сегодня, если присмотреться к нашей внутренней, логичной мотивации большинства человеческих поступков, можно увидеть всё тот же первобытный страх перед угрозой выживания и извечное «алчущее» стремление приобрести нечто большее, лучшее, комфортное. Подобный «примитивизм» животной психологии свойственен не только человеческой личности, но и всем начальным мотивам формирования общественных норм и правил. Такова основа жизни – вначале безопасность, после достаток и в дальнейшем попечение о будущем. Тысячи войн и столкновений, прогремевших над нашей землёй, наглядно доказывают, насколько ценно и перспективно умение объединяться и работать согласно. Пришло время утвердиться в том, что без мира не может быть завтрашнего дня, без посева не будет жатвы, а без доброй воли к человечеству никогда не придёт счастье.

Ранее уже говорилось о том, что вначале люди были способны к объединению только при одном условии – в страхе перед обстоятельствами, они шли на жертву своим эго, страстностью и вседозволенностью перед возможностью получения коллективной безопасности. В обмен на индивидуальное согласие общество даровало личности защиту, расширяло возможности самореализации, но требовало внимания к своим нуждам и соответствующей социализации, то есть призывало к послушанию по отношению к установившимся правилам коллективного общежития и морали.

Получается, что востребованность всегда рождалась из акта осмысления отношений и нахождения последующего взаимопонимания. Это отчётливо видно в действии, когда мы приносим нечто необходимое другим и получаем что-то полезное и востребованное себе. Именно в этот момент свершается великое действие взаимного согласия. В противном случае нас не принимает общество, а мы не проявляем к нему должного интереса. Но как мы видим, заключая сделку с обществом, даруя нечто полезное и востребованное социуму, уделяя внимание коллективным условиям жизни, люди выражали свою добрую волю, получая взамен более приемлемые условия жизни. Именно в таком образе перед человечеством проявилась физиология выживания и нашего первого шага добровольчества – логичного шага материального homo sapiens.

В этой ненавязчивой простоте скрывается огромная мудрость, глубоко спрятанная природой от любопытных глаз. На заре своего происхождения в шаге взаимовыгодного объединения, люди уже однажды решили одну из самых важных задач проявления добровольчества. Объединив силы в общество – мы распределили нагрузку по обеспечению выживания, одновременно усреднив и выявив свои потребности. Тысячи лет назад мы шагнули от индивидуализма к согласию. Именно в этом шаге скрывается чудо последующей перспективы нашего развития и современная практика разумного, культурного и нравственного образа жизни. Сложно устроить свою жизнь и возвести добротный дом одному. Тяжелые блоки и балки не так легко поднять, когда у тебя лишь пара рук. Часто это становится не безопасно и стены рушатся, не оставляя нам даже надежды. Но ради чего мы извечно стремимся вознести дивные своды своего бытия – если это не дар ближнему? Кто поддержит нас в роковой момент – если ты один? Какова цель одиночества и эгоизма, если нет тех глаз, кто смог бы оценить совершенство творчества и разделить переживания нашего сердца? Очевидно, что вместе мы не только сильнее, но и гармоничнее, счастливее и естественнее. Когда есть братья по духу, друзья или любимый человек дело спорится лучше, творение приобретает более глубокий и значительный смысл.

Сотрудничество и творчество – это уже милосердие и жертва, это и есть самая настоящая любовь и согласие, наша добрая воля. Немаловажным аспектом этого достижения становится более глобальное понимание, рассматриваемой нами, природы коллективной и индивидуальной взаимной востребованности. Именно этот феномен укрепляет основы общества, распределив ответственность и блага, в форме потребляемых вещей, услуг и законов, в соответствии с нашими личными возможностями и потребностями. Это явление важно не только принять и согласиться с ним, но и осмыслить, внеся его в основу воспитания, в свою практику мышления и жизни.

Таким образом, мы видим, что человечность и разумность, вначале только обозначив присутствие в мире природного бытия, мириады лет назад в мгновение ока утвердили своё главенствующее право управления. Так родилось освобождение сознания человека от тягостной рутины животных обязанностей нашего нестойкого, ранимого естества. Сегодня к людям пришла свобода от многих мирских хлопот, установив бесспорную верховность разумной, культурной и духовной мысли. Важно осознать этот шаг и следовать его разумным принципам. Ощутить свободу от тяжести материального бремени нам позволяет коллективизм и технический прогресс, но они беспомощны освободить нас от укоренившихся психологических проблем личностного эгоизма. От усталости, суеты, праздности и лени. Важно понимать и согласиться с тем, что свобода произрастает из возможности более гармоничного и экономного распределения физической нагрузки по выживанию между всеми членами человеческого сообщества. Такой шаг породил первое разумное, культурное и духовное творчество и определил востребованность бытия не только в животных потребностях физического естества, но и в формировании общества и его возрастающего качества – способности воспитывать коллективизм на основах самосознания каждой отдельной личности. В коллективе души и помыслы людей словно сплетаются в единый, дивный узор сотворения совершенства, придавая нашему бытию совершенно иной более глобальный и целостный смысл. Чтобы ощутить свободу надо быть готовым к этому великому духовному шагу. Иначе мы не сможем распознать те плюсы, которые дарует нам общество. Именно поэтому многие из нас и не довольны своей жизнью, в итоге рождая распри и конфликты. Если нет этой способности – дышать полной грудью, мыслить, верить и созидать, то значит, мы слепы, глухи и невежественны.

Неявной нитью этих удивительных метаморфоз на Землю пришло рассматриваемое нами добровольчество, как целостный, перспективный и востребованный образ индивидуальной и коллективной жизни. Робкими шагами, отойдя от истоков животного страха и самозащиты, оно шагнуло в мир логичной выгоды, затем творческой культуры и, наконец, процвело в человеческом милосердии и гуманизме осознаваемой, благодатной жертвы ради высших духовных идеалов. Таким образом, мы можем констатировать, что перед нами распахнуло свои объятья будущее, оно взирает на нас с надеждой о нахождении всеобщего, миролюбивого языка – шагов доброй воли, мысли индивидуальной и коллективной осознанности людей, каждого отдельного человека, каждого из вас. Только так, через вынужденное объединение своих интересов перед лицом внешней опасности и материальных трудностей, перед осознанием угрозы условиям своего личного выживания люди из тисков жесткой эгоистичной материальности не раз свершали порой слепые, а порой осознанные шаги в благополучное будущее. Именно так шаг за шагом в нас росло, растет и будет расти качество и осознанность материальной и духовной жизни, естества и божественного предназначения.

Но не стоит забывать, что сегодня материальность всё также остаётся эволюционным кнутом, который когда-то объединил первых животных в стаю, сделал стаю родом, а дикое животное – человеком. Куда же «гонит» нас человеческая природа? Куда ведёт людей «суровая» рука судьбы? Общий ответ мы уже обозначили – это единство, свобода от материальных вериг и бескрайнее духовное развитие. Но практика бытия говорит, что очевидность этих слов являет в жизни людей множество затруднений и трагедий, скрытых в выборе, в осознанной или бессознательной доброй воле. К сожалению, стоит отметить, что распределение материальных ресурсов основывалось и основывается до сих пор по принципу, взятому человечеством из законов силовой, материальной природы. Именно подобное воздействие до сих пор формирует образ общества, пока ещё утверждающего не культурные и духовные основы жизни, а примитивизм игры в «царя горы». Словно малые дети люди стремятся превзойти друг друга, расталкивая друзей, пренебрегая любовью, заглушая веру. Всегда находятся те, кто страстно хочет ощутить это животное краткое мгновение первенства и яростного эгоизма. Многим не терпится овладеть этим неустойчивым превосходством над другими. Именно оно для ряда людей представляется в образе сокровенного смысла бытия.

Но сегодня с вершин доброй воли мы ясно видим, что всё это – несвобода и зависимость, порождённые недоброй фантазией и бессердечностью. Порой эта страсть толкает целые народы на скользкий путь, опьяняя миллионы людей несбыточными мечтами о превосходстве, славе и богатстве. Всё это образ первичной основы нашего эгоцентричного бытия. Пришло время осознать, что до сих пор, не покинув психологию отдельной личности, личный эгоизм вновь и вновь наделяет общество соответствующим характером силового противостояния, что выливается во всеобщую экономическую, классовую и межнациональную борьбу. Хотя даже в этом «несправедливом» акте мы можем и способны увидеть проявление наших духовных возможностей трансцендентного свойства.

Как это не странно звучит, но подобная внутриобщественная борьба стала основой развития мировой культуры. Для постоянной, массовой войны человечеству понадобились знания, навыки и, конечно же, политика, то есть умение находить взаимовыгодные, согласные решения. Именно в этот момент свершилось великое! Угроза для жизни отдельной личности переместилась от природных, бессознательных, «неуправляемых» институтов жизни в руки самого же человечества.

Для кого-то этот факт не представляется значительным, но именно он определяет один из важнейших принципов развития человечества. Наш «страх», а значит всё внимание теперь направлено не на природные катаклизмы, а, прежде всего, на себе подобных. Теперь, чтобы выжить мы вынуждены искать убежища не от стихии, а в согласии между собой. В наше время востребованность взаимопонимания стала самой важной мотивацией поведения людей. Сегодня каждый человек всячески старается учитывать условия сотрудничества, внимательно рассматривая, обучаясь и принимая все требования, предлагаемые ему обществом и другими людьми. Таким образом, мы можем назвать современный образ жизни – периодом политики, то есть, периодом нахождения взаимного согласия. Востребованность этих качеств характера, бесспорно, требует соответствующего воспитания. Мало того, эти общественные и личные метаморфозы породили не менее специфичные последствия и условия нашего коллективного образа жизни.

Подобная реформа психологии личности и общественных условий жизни дала людям мощнейший инструмент по самовоспитанию, так как дилемма индивидуального и общественного выживания из внешнего качества бытия перешла во внутреннее качество человеческого самосознания. Сегодня во многом потенциал жизни стал зависеть от разума, психологии, культуры и духовности личности, что стало серьезным ристалищем для работы по воспитанию трансцендентности общества в образе государствоустройства и утверждения моральных и этических правил жизни. Дилемма «быть или не быть», делать или не делать, казнить или миловать сегодня «почти» целиком зависит от мотивов индивидуальных решений, проистекающих либо из алчной и материальной эгоистичности, либо из культуры или из духовного самосознания. Крохотное «почти» лишь отдалённо намекает на Высшие силы, которые присутствуют в нас, но которым теперь люди не придают ни малейшего значения. Впрочем, как мы уже говорили, чтобы искать согласие, нужна добрая воля. Именно поэтому, сегодня перед человечеством лежат решения по реализации огромного пространства доброй воли, которая готова указать людям новый коллективный образ жизни – силу, власть, выгоду и конкуренцию либо мудрость, гармонию и любовь. Этот выбор пока остается за человеком, за каждым из нас и он скрывается не в глобализме добрых намерений, а за каждой мыслью, за каждым реальным всецело индивидуальным поступком и свершенным делом.

Познав добровольчество, вступив на эту новую качественную ступень своего развития, мы видим, что всё человеческое существо насквозь пронизано Высшей доброй волей. И только человеческие мысли, поступки и дела часто носят противоречивый характер. Причиной тому конфликтующие, не осознаваемые потребности и нужды, которые проистекают из нашего естества: страстной материальности, рассудительной разумности, эмоциональной душевности и нравственных духовных порывов. Для того чтобы любая деятельность, в том числе и добровольчество, сочеталась с потребностями личности и общества необходимо учесть востребованность этих деяний во всех аспектах их проявлений. Также в этой работе важно соотнести личные мотивы добровольчества с общественными взглядами, так как не редко личная, честолюбивая жертва может служить далеко не благовидным целям общественных интересов, впрочем, как и наоборот. Хорошим примером этим словам служат научные достижения, не раз послужившие как культурному и нравственному прогрессу, так и безнравственным целям массового братоубийства. Мы видим, что востребованность каждого деяния должна быть обоюдной, как на уровне материального мировоззрения, так и на разумных и духовных мотивах их свершения. В противном случае благое добровольчество может столкнуться со всеобщим непониманием и неприятием и даже стать игрушкой в нечистоплотных руках бесчеловечной «политики» ряда властвующих эгоистов и сумасбродов.

Живые примеры всему сказанному ежедневно окружают нас. Каждый день люди становятся свидетелями того, когда патриотизм и вера проливают кровь ни в чём не повинных собратьев. Этот террор часто основан на доброй воле, на искренней вере и на личной жертве. Образцы недобросовестного использования доброй воли также можно найти не только там, где рвутся снаряды и процветает фанатизм, но и в повседневной практике жизни. Эта несправедливость часто окружает нас в самой обычной жизни, порождая страдания и разочарование в душах близких. Как часто взрослый мир нещадно эксплуатирует и глумиться над детской доверчивостью. Ежедневно можно увидеть, как добровольческая инициатива молодых людей разбивается о безразличие общества. Молодежь готова свершать добрые дела, но вот проблема, взрослые люди, часто отворачиваются от их предложений и наивной готовности свершать добровольческое служение. Объяснение «понятно», что толку в добрых делах если от этого никто не получает прямую материальную выгоду и прибыль. Мало того, многие даже бояться такой инициативы, чтобы не потерять работу, видя в юных сердцах штрейкбрехеров. А кому-то просто лень создавать из неэффективного, непрофессионального труда детей и молодежи востребованный обществом соответствующий потребностям реальный продукт. Таким образом, мы видим, что душевная добровольческая инициатива, соприкоснувшись с материальным подходом и реальными условиями и требованиями жизни, становится невостребованной, мало того даже «небезопасной». В этом случае легко понять старую пословицу: «Сытый голодному не товарищ», так как люди, озабоченные житейскими проблемами поиска хлеба насущного и удовлетворением своих страстных желаний, не слышат тех, кто готов реализовать зов сердца и веления души на благо людей.

Как правило, сегодня инициатива многих добровольцев, к сожалению, действительно не является обоюдовостребованной. Молодые люди, часто увлекаясь своей фантазией и душевным порывом, считают, что достаточно давать обществу или отдельным людям лишь горячность своего минутного, скороспелого добровольческого внимания и это преобразит мир. Но они совершенно не прислушиваются, а нужен ли обществу и людям такой незрелый дар? Мы должны понимать – всё, что делается без соответствующего согласного внимания, никогда не может стать настоящим добрым делом. Здесь мы видим, что от доброй воли до вероломного насилия один шаг. Когда мы перестаём слышать друг друга, то часто добрая воля превращается в инструмент агрессии и террора. Основа добровольчества лежит не только в предложении, а, прежде всего, в востребованности, не в слепом дарении, а в комплексной, осознанной взаимной работе. Доброе дело происходит, не только когда кому-то хочется что-то сделать и есть излишки, что-то подарить, а когда мы откликаемся на реальный зов, на просьбу, на призыв о помощи, даруя своё творчество и милосердие. Добровольческий труд не может и не должен обременять никого другого кроме инициатора доброго дела, иначе оно становится искусственным, надуманным, не самостоятельным, что превращает его из доброго дела в страдание обеих сторон.

Несоответствие нашей деятельности и пожеланий с внешней востребованностью часто оборачивается личной, а порой и всеобщей трагедией. Это требует глубочайшего осознания реальных индивидуальных и коллективных мотивов во взаимодействии личности и общества. Разрушительная сторона этих событий, как правило, скрывается в социальном, психологическом, интеллектуальном или духовном несоответствии взаимных интересов. Всё это прекрасно отражает многоликость нашего сознания и необходимость изучения и воспитания его способности гармонично воссоединять в себе весь окружающий мир. Нужно понимать, что бессознательность, бездумность и эгоцентричная авторитарность рождают воинственную двойственность житейского пути. Именно процветание этих «качеств» противоречит осознанности, одухотворённости, врожденной гармонии, согласной с Высшими проявлениями доброй воли. К сожалению, не только сытые не слышат голодных и не сострадают им, но большинство людей не слышат даже любви, направленной к их сердцам. По суете мы часто отрицаем потребность в добром слове, отгораживаясь гневом, «занятостью» и работой. Но ничто не проходит бесследно и по истечению ряда лет, изнурив себя погоней за материальными, эгоцентричными иллюзиями, надорвав душу и не найдя смысла жизни, мы часто ищем покаяния, приходя с доброй волей к близким людям и обществу. Из гонителей, формалистов и угнетателей мы часто становимся просителями и сами сталкиваемся с праздной беспечностью, с бюрократическими гонениями, с чёрствостью невнимания, обвинениями в никчемности и бесполезности добрых дел и стремлений своей души. Эта борьба, постоянно происходящая в умах, сердцах и душах человеческих, сегодня требует от людей воспитания разумных, культурных и духовных качеств личности, соответствующих времени и возрасту. Она указывает на необходимость утверждения исключительно гуманистической правовой организации общества, основанной на принципах нравственности, добродетели и соответствующей благополучной коммуникабельности.

Современный человек уже заведомо рождён в тепличной среде общества и имеет весьма облегчённые условия жизни. Раскрепощение жизненных тягот дало каждому из нас возможность устремиться к своим потребностям, свершая всё тот же ежеминутный неизменный выбор между материальностью или духовностью своих интересов. Вглядываясь в лицо современного мира, в суету, двойственную мораль и страстность не стоит забывать, что, только оторвав голову от земли и обозрев звёздное пространство вокруг себя, человек смог стать Человеком разумным. Прекрасным примером для этих слов служит опыт победы над рабством, процесс борьбы профессиональных и общественных союзов за права и свободы личности, создание конституционного права, а также добровольная духовная практика создания коммун, братств и ашрамов.

Сегодня о личности сказано так много, что теперь вас должна заинтересовать только живая практика добровольчества, её экономика и соответствующая политика. Распознав мотивацию доброй воли в своём естестве, мы становимся готовы к тому, чтобы придать этому феномену качественно новое положение и всесторонне востребовать его в окружающем пространстве.

Важнейшим условием этого объединения интересов людей является проявление доброй воли. Осталось только выявить эту взаимную связь, этот основополагающий закон коллективного существования и придать ему соответствующее значение, чтобы сделать его всеобщим достоянием общепринятой культуры и массового образования. Пришло время утвердиться в том, что добровольчество – это целостный образ жизни, новая эволюционная ступень развития человека разумного – каждой отдельной личности и общества в целом. Необходимо осознать, что в основе этого утверждения лежит самый глобальный принцип Бытия – целесообразность, а значит востребованность искомых событий.

Важнейшей задачей, стоящей перед современным обществом, является формирование условий востребованности добрых дел и культивации их проявления. И в этом качестве добровольчество представляет самую перспективную методику воспитания и обучения людей новому мировоззрению и образу жизни, словно раскрывая врата бытия в иное до селе не виданное качество. Современной политике и государству важно распознать это. Тот, кто примет этот дар с должным вниманием – изменит мир и построит самое могущественное и самое устойчивое общество за всё время существования человеческой цивилизации.

Сегодня как никогда ранее человечеству необходимо понять, что мы стоим на пороге великого свершения, когда добрая воля может стать нашим образом жизни, любовь – конституцией, а вера и сознание – целью образования. Путь к этому свершению лежит через обучение, через доверяющих нам детей, через обоюдную способность протянуть друг другу руку помощи, взаимопонимания и взаимной востребованности. Этот процесс рождения вначале разумного, после культурного, душевного и, наконец, духовного творчества представляет собой целую вереницу исторических вех и социальных достижений каждой человеческой личности и всего общества в целом. Подобные требования развития человечества чётко указывают на чрезвычайную востребованность обществом института социального добровольчества. Но это достижение пока не понятно многим сильным мира сего, ведь его не намажешь на хлеб, не положишь в карман и не сдашь под проценты в рост акций. Ответ на это противоречие сокрыт между личностными и общественными интересами. Его необходимо поискать в постепенном восприятии того, как логика выгоды материальной личности замещается общественными достижениями, возвращая сверхприбыль нашего личного духовного роста. Именно человеческое общество представляется в этой работе столь недостающим и важным полюсом «магнита» по отношению к индивидуальной человеческой жизни. Той стороной, которая постоянно побуждает нас к действию, к осознанию социального и личностного предназначения, к постоянному расширению своего материального мировоззрения и утверждению нового добровольческого образа жизни.