Get Adobe Flash player
Главная Книга «Философия добровольчества» Физиология добровольчества Ресурсы добровольчества

Ресурсы добровольчества

егодня жизнь человечества представляет собой целый комплекс общественных, политических, экономических и психологических проявлений. Чтобы распознать всю глубину разрывающих наш мир противоречий необходимо более глубокое изучение этих процессов. Подобная всемерность имеет несколько важных сторон, которые мы попробуем рассмотреть и сделать соответствующие полезные выводы.

За последний век культурное, научное и техническое развитие даровало людям огромное богатство материальных, духовных и нравственных ценностей. Этот воистину чудесный ресурс способствовал, прежде всего, получению самого сокровенного и бесценного дара – нашей личной свободы. Свободы от необходимости тратить все силы и время на выживание в борьбе с природными неурядицами. Но именно подобное достижение превратилось для современного человека в непомерное испытание на осознанность и готовность к проявлению личной доброй воли.

Как известно для извлечения пользы из любого достижения требуется некоторая компетентность в сфере практического применения его природных свойств. Иначе дар часто превращается из блага в обузу, а порой и в смертельно опасное оружие, которое может повредить своему нерадивому или невежественному хозяину. Многомерность материальной свободы даровала человечеству целый ряд различных образов жизни, которые всецело представляют лицо современного общества. Каждый человек оказался вольным направить своё внимание на любое из них или растерянно метаться между этими возможностями современного бытия. Представшие перед нами стези обернулись тремя основополагающими потоками жизнедеятельности. Леность и праздность, бессмысленность и невостребованность, страсти и животные желания увлекли многих людей в мир праздного досуга и гибельного забвения. Мир рассудительной, разумной деятельности стал образом эгоцентричного трудолюбия и столь хорошо нам известной формой мировой суеты. Духовное служение вознесло некоторых из нас над явным миром материальной жизни и увлекло во внутренний, душевный поиск веры, всеобщего единства и бескрайнего пути постижения пресветлой Истины. Итак, мир раскололся на три самых глобальных направления, именуемых образами жизни. Даже гендерное различие подчинилось этой тенденции и втекло во всеобщее увлечение этими формами мышления и действия.

Важно понимать, что эти направления жизнедеятельности произросли исключительно из нашей свободы, из способности выбирать. Шествуя по жизни, мы всегда находимся перед выбором, тем самым развивая свои способности и расширяя мировоззрение. Увлекаясь одним, мы часто охладеваем к чему-то иному, но всё же мы никогда не являемся рабами сугубо одной из описанных форм жизнедеятельности. Своими мыслями и делами ежедневно и ежечасно мы сами определяем, во что верить и какую нишу самореализации занять. Каждый из нас волен жить, так как подсказывает разум, сердце, душа и воля. Любые так называемые «обстоятельства» в большей степени служат лишь оправданием нашей двойственности и непонимания многогранной Природы мирового естества, слагаемого из трёх основных форм своего проявления: материальности, разумности и духовности.

Сегодня человечество чрезвычайно обострило все стороны рассматриваемых здесь противоречий, что становится крайне взрывоопасной средой для нашей дальнейшей жизни. Именно поэтому пришло время немедленно поискать и воплотить те инструменты мудрости, которые смогли бы без кризисов и катаклизмов уравновесить психологию каждого человека, смирить мировые страсти и направить стези бурлящего конфликтами общества в единство взаимопонимания и сотрудничества.

Каждая из рассмотренных составляющих мироустройства требует соответствующего внимания и должного осознания своего естественного предназначения. Односторонний, линейный подход здесь не допустим, так как уже не раз приводил и до сих пор приводит нас к серьёзнейшим катаклизмам и даже к фатальным последствиям. Три основы, три глобальных взгляда всегда и во всём должны иметь своё отражение, чтобы мы смогли найти своё единство. Это может показаться не логичным, но всё же стоит утвердиться в том, что роль добровольчества в этом процессе воссоединения нашего триединства может занять на сегодняшний день одно из самых важных и перспективных ролей. Стоит понимать, что чем выше сознание и степень одухотворённости, тем более явно востребовано социальное добровольчество. Чем менее разумны и последовательны мы, тем больше в нас животных потребностей и логики выгоды. Но каждая из ступеней нашего развития основывается исключительно на нашей готовности свершать те или иные действия, а значит, на желании, то есть всё той же доброй воле.

Воля многогранна как все явления окружающего нас бытия. Просто эти феномены для кого-то очевидны, а иногда мы видим в них лишь потребительство, которое отчасти также является проявлением доброй воли, но в менее развитой форме физических и эмоциональных, порой, несвязанных между собой, действий. Наверное, вам уже становиться понятным, что в жизни мы во всём должны искать «золотую середину», согласуя обе стороны любого проявления собственного естества. То есть, сознание, разум и душа должны всецело принимать и коллективные усилия согласного проживания в обществе, и личностную психологию благополучного образа жизни, не подчиняя их друг другу, а рождая в них творческую гармонию.

Казалось бы, можно понять и даже попробовать осуществить эти благие намерения в реальной практике жизни. Но не стоит забывать, что кроме нас в этом мире проживают и прочие мириады людей, то есть, - общество, законы и вся современная нестабильность окружающего бытия. Было бы глупо отрицать тот факт, что большинство людей – эгоисты, что мир наполнен конкурентной, силовой борьбой, одновременно заявляя о демократии, диктуя законы культурного общежития и мирового морального и нравственного развития. К сожалению, логика сегодня уже не помогает нам, ведь глядя на сводки новостей, на реальные, кипящие противоречиями события, можно уверенно сказать, что люди «сошли с ума» в попытке обмануть самих себя. Что поделаешь, но примитивное мышление потребителя хочет преуспеть за счёт других через эксплуатацию и утверждение своего эгоизма, вознесённого в культ власти, вещей, похоти и денег.

Страстность и насилие всегда были вероломны, лукавы и глухи к доводам разума и совести. Поэтому большинство из нас говорят одно, а делают всё наперекор заявленному. В наши дни мир в очередной раз переполнился лицемерием и безнравственностью, дробя, разделяя, разлагая буквально всё, что только что было достигнуто и приобретено в сфере здравого смысла и пользы. Мы должны помнить, что кризис доверия и доброй воли всегда оборачивается кровопролитием, которое приводит общество к бессилию и вновь заставляет каждого человека переосмыслить свои жизненные ценности. Последующий упадок сил всегда приводит к покаянию и рождает веру и обращение людей к Высшим силам добра, тем самым восстанавливая нарушенное равновесие между материальным и духовным образом мышления. И здесь, сегодня, пока мы не зашли слишком далеко от «точки возврата» важно найти то равновесие, где проходит грань между нашей доброй волей, согласной с окружающим миром жизни, и нашим эгоистичным диктатом, разрушающим все социальные связи и являющимся одной из форм самоубийства. Казалось бы, к чему такие крайности и как из всего этого вынести новый качественный опыт для развития нашего благополучного будущего? Не стоит думать, что я берусь решить все социальные проблемы мира, задаваясь такими вопросами. Но принести спокойствие и ясность в своё мышление должен стремиться каждый здравый человек.

Конечно же, мы видим, что когда наши личные, индивидуальные размышления направлены на развитие общественного строя, с целью повышения его сознательных качеств, то это выливается в развитие миротворческой науки, культуры и духовных основ современного мира. Когда же порывы материальны и направлены только на свои сиюминутные потребности, то это становится стяжательством и паразитированием на достижениях современного общества с целью удовлетворения личностных первичных животных потребностей – страстей, что, как правило, порождает деградацию личности, а затем и общества. Значит, граница доброй и не доброй воли всё же проходит исключительно в нашей личности, в нашей психологии, мышлении и делах. Но кто охраняет эту границу? Это очень интересный и важный вопрос. Может быть, именно общество является пограничником, обеспечивающим всеобщее спокойствие от нападков индивидуального эгоизма и страстей?

В этом вопросе, конечно же, есть утверждение. Рассматривая сложившиеся обстоятельства, отчётливо видно, что общество сегодня во многом мудрее многих из нас. Пришло время утвердиться, что в гражданских законах, нормах и правилах поведения больше развитой доброй воли, чем в каждой отдельной личности. Бессмысленно отрицать тот факт, что общество учит людей всему, что наполняет наш ум, сердце и душу. Общество – это весь потенциал знаний и навыков, который передаётся каждому новому поколению людей. Мы получаем наследство в облике нашего материального имущества, разумных доводов и законов, знаний и научных достижений, облечённых в комфорт, силу, стабильность или угрозу разнообразных вещей и всесторонних интересов. Глядя на всё это многообразие, кажется, что добрая воля представлена в облике общественного института весьма полноценно. Но если общество – наша мать и отец, то откуда столько противоречий? Почему на практике, как только мы хотим свершить нечто доброе, то немедленно сталкиваемся с обществом, которое вопреки разуму и соответствующей логике начинает всячески противостоять вам и, «улыбаясь», всё же удерживать от свершения конкретных добрых дел? Когда соприкасаешься с этим явлением, то в это сложно поверить. Ведь это вопиющее недоразумение и кажется, что только один шаг отделяет всех нас от столь искомого благополучия. И всё же этот шаг никак не удаётся свершить уже многие сотни и даже тысячи лет.

Конечно же, это противоречие требует объяснения. Ведь нахождение понимания и решение подобной неувязки как раз и может принести людям огромный потенциал реализации своей полноценной доброй воли и изменения мира бытия к лучшему, более одухотворённому, толерантному, культурному и позитивному образу жизни. Принимая от общества дары знаний и технического прогресса, мы прекрасно видим, каково оно через призму нашего детства и юности. Этот контакт между нашей личностью и миром осуществляют родители, учителя, воспитатели и прочите взрослые люди. А мы словно играем с обществом, не задаваясь вопросами о том, что и как происходит на самом деле. И вот повзрослев, мы шаг за шагом приходим к своим собственным решениям и самостоятельным шагам в большой мир. Именно здесь происходит тот сокровенный момент, когда общество «вдруг» из благодетеля переходит совершенно в иной ранг. Так начинается «магия» превращения наших детских иллюзий и фантазий в реальность.

Так что же это такое – человеческое общество? Это нечто самостоятельное, одушевлённое, обособленное, мыслящее и наделённое собственной волей и эго, способное противостоять или поддерживать наше личное волеизъявление? Может быть, это добрая фея или какой-то дракон из романтического романа прошлого века, тиранящий, а порой и пожирающий отдельных людей или целые государства? Каково оно? Что же перед нами на самом деле – защитник или тиран, учитель или эксплуататор?

Вы сами хорошо знаете этот ответ. Конечно же, это всего лишь собрание отдельных личностей – общество это мы, наша индивидуальность, воля, разум и дела. Значит, ответ на это противоречие, бесспорно, скрывается в качестве и составе его наполняющем. Когда мы произносим слово «общество», то подразумеваем некое соглашение людей, объединённых законом и правилами принятых и утверждённых большинством или теми, кого мы принимаем в качестве своих кумиров, доверенных лиц, собратьев или тиранов. Но кроме законов ещё есть и ежедневное функционирование общества. Именно здесь мы сталкиваемся непосредственно с каждой отдельной личностью. Стоит признать, что общество – это не только законы и правила, начальники и подчинённые, покупатели и продавцы, священники и прихожане, это, прежде всего, миллионы и миллиарды отдельных личностей, наделённых своими мыслями, душевными и разумными качествами, мировоззрением и способностями. Именно каждая отдельная личность являет тот камень преткновения, который часто «сводит на нет» все наши коллективные благие пожелания, нашу личную добрую волю, в том числе, и большинство идеалистичных деклараций и законов о полноценном развитии мира людей. Конечно, принятые человечеством нормы и правила сообщают о высокой степени коллективной номинальной осознанности и добровольческой культуры общества. Но какова судьба отдельной личности по отношению к этим законам и заповедям? Если не найти ответ на этот вопрос, то мы так и не сможем получить решение и воплотить свою добрую волю в жизнь во всех её проявлениях.

Конечно же, каждый человек понимает, что все законы – есть благо для него. Но далее следует их исполнение, исполнение личностью, волей, разумом и душой всех указанных норм и правил. Именно здесь мы сталкиваемся с «правдой» жизни. Здесь центр всех проблем взаимопонимания. Если общество состоит из бесконечного множества процентов людей эгоистичной воли, увязших в материальной, конкурентной, взаимоисключающей зависимости то не удивительно, что социальные законы мирового порядка будут носить исключительно формальный характер, являя во всём и везде правовой и гражданский нигилизм. Понимая эту дилемму, между личностью и обществом, между коллективным и частным интересом, попробуем обратить внимание на разумные, душевные и духовные качества каждого отдельного человека, а общественные интересы послужат нам, так называемым, контрастным фоном.

Итак, великий пограничник добра и зла в нашей личности – это мы сами, то есть наша воля. Общество – лишь зеркало нашего естества. И если сегодня законы добра и любви носят формальный характер, то ответ на это противоречие живёт только в нашем собственном сердце. Но как принять и практиковать добрые дела в мире всеобщей суеты, рассудительного стяжательства, бесконечной конкурентной силовой борьбы, этого всеприсущего вопиющего противоречия? Исторический путь человечества указует на многие «странности» этого процесса. Хорошо известно, что технический прогресс целиком обязан корыстным и воинственным настроениям общества. Но если рассмотреть личностную мотивацию всех творцов и гениев, то она целиком основывается на их вере во благо, на миролюбии и добровольном желании помочь своей отчизне. Необходимо понимать, что коллективное прошлое и настоящее – это долгий путь роста индивидуального сознания, объединяющего нас с лоном семьи, после с народностью, образованием и гражданскими интересами, вероисповеданием и, наконец, с миром планеты. Но в этих шагах человеческой личности, всё, что не входило в единство, становилось врагом, эксплуататором, внешним, а значит противоположным нам, конкурентным миром. Поэтому не стоит преждевременно осуждать в гибельности последствий деятельность многих учёных, полководцев и правителей. Вначале стоит рекомендовать каждому из нас определить своё собственное место в жизни, сформировать своё разумное и культурное мировоззрение, раскрыть глаза личного духовного и гражданского естества и только затем оценить целостность всех происходящих вокруг событий.

Все ступени развития доброй воли чрезвычайно различны и порой звучат, как явное противоречие. Ведь логика расчётливого рассудка подсказывает, что добрая воля пробуждается лишь при понимании своей пользы и, даже можно сказать, выгоды. А эмоциональное сочувствие откликается только на душевное страдание, чужую боль и немощность через порывистую и часто нестойкую склонность помочь нуждающемуся руками и добрым словом. И, наконец, в очень редких случаях к человеку приходит добрая воля в готовности пожертвовать собой ради прекрасных идеалов духовного просвещения и веры. Разве мы можем сказать, что одна из этих форм проявления доброй воли человека не заслуживает внимания и не представляется самым настоящим добровольчеством? Просто не все готовы на материальную жертву ради светлых идеалов, не все склонны к душевному переживанию, а порой некоторые люди совершенно не терпят логики, какой бы то ни было выгоды. Каждый из нас отличается в готовности проявить свою добрую волю и имя этого инструмента наших решений – человеческое сознание.

Мы уже затрагивали вопрос о том, что у каждого человека есть своё мировоззрение, которое диктует соответствующее мироощущение, стереотипы поведения и восприятие жизни. Таким образом, можно сказать, что критерий, определяемый нами как сознание, исходит из степени человеческой материальности, душевности и одухотворённости. Если что-то более развито в сознании, то именно оно всецело проявляется в мировоззрении и практике бытия. Если мы материальны, то естественно, что все заботы направлены на логику своей выгоды. В этом случае мы готовы поддержать добровольческие, но всё же, в большей степени, коммерческие, то есть материально взаимовыгодные, прибыльные инициативы. Если вы наделены чувствительностью и готовностью к сопереживанию, то выгода вам ни к чему, достаточно распознать страдание, и вы безоговорочно устремитесь уделить ему минуту сочувствующего внимания или даровать милость. Ну а если корень вашего бытия – духовность, то, конечно же, вы всецело согласны поддержать трансцендентные инициативы развития общества и каждой отдельной личности и без промедления пойдёте на жертву ради всеобщего Блага, защиты Истины и Веры.

Но, где же здесь воссоединение интересов в мире столь противоречивого добровольчества? Общество дарует всем нам, почти что, одинаковые условия, а итоги по какой-то неведомой причине столь различны? Получается, что сознание являет людям целый калейдоскоп решений и вновь ставит перед фактом нашей многосторонности, но не даёт пути к решению, то есть к согласию. Так, где же итог путешествия в Единство?

Мы уже установили, что ответ скрывается в каждом из нас. Только быть правдивым даже перед самим собой не только сложно, но порой бывает и не возможно. Мы не всегда осознаём реальную истину, а чаще поддаёмся на свои эмоции, настроения и мимолётные мнения. В конце концов, признавать себя неправым и покаяться в пристрастности может далеко не каждый. Дело в том, что каждый человек представляет собой нечто объединяющее в себе все составляющие Жизни – инстинктивность, разумность, душевность и одухотворённость. Это значит, что все виды добровольчества в большей или меньшей степени присутствуют в нашем естестве, что порой вызывает в людях огромные внутренние трения, выливающиеся в страдания. Не значит ли это, что проблемы человеческих внутренних и особенно внешних распрей возникают из-за того, что мы уделяем мало внимания самим себе? Может быть, именно в этих словах скрывается тот глубокий смысл, который необходимо принять в практику своего развития. Человечеству, каждому из нас давно пора найти свой внутренний общий язык между телом и душой, разумом и сердцем, между всеми составляющими нашего естества. Бесспорно, что это требует соответствующего воспитания взрослой личности, утверждения адекватных общественных норм и правил и, конечно же, уделение должного внимания нашим детям.

Сегодня перед современным человечеством лежит труд уравновешенного и гармоничного подхода к раскрытию доброй воли в практике воспитания постоянно обновляющегося потенциала молодых людей. Но в этом шаге важен комплексный, практичный, можно сказать, опытный подход. Ведь если мы целиком отдадим приоритеты только духовному служению, то вряд ли сможем добросовестно возделывать материальную сторону бытия, а эгоцентричная, «научная» рассудительность уже достаточно дискредитировала себя, чтобы предстать в лице «синей птицы». Нам требуется гармония, мудрость равноценного многоуровневого развития каждого человека, способного объять своим сознанием и мир материи, и душевных переживаний, и духовного знания. Осталось понять, как воссоединить логику с эмоциями и верой? Ведь создаётся чувство, что во всех этих вопросах скрывается некий самый настоящий «гордиев узел», который необходимо разрубить, а может постараться тщательно развязать, чтобы, наконец, освободиться от этих столь болезненных пут житейских неурядиц.

Стоит заметить, что в этих словах скрывается одна «маленькая» хитрость. Если всё так просто, то почему окружающие обстоятельства столь упрямо «отрицают» этот путь? Может быть, эти явные противоречия говорят людям о том, что, найдя внутреннюю гармонию, каждый человек должен проделать и ещё нечто? Оказывается, свершив внутреннюю работу над воспитанием своей осознанности, утвердив равновесие разума, сердца и души, мы только, только можем стать самостоятельными, стать свободными и готовыми беспредвзятым взглядом рассмотреть внешний мир бытия – мир общества и мир природы. Именно свобода сознания от вериг психологических и материальных «обязанностей» перед лицом человечества, своего эго и телесного естества позволяет отнестись к культурным, научным и социальным дарам общества с должным пониманием. Только при этих условиях добрая воля из области случайной прихоти может стать чем-то более глобальным и важным. В этих словах сокрыт самый важный ресурс перспективы реализации добровольчества, как основополагающего принципа дальнейшего мирного, бесконфликтного образа жизни общества и каждой отдельной личности. Важно признаться в том, что сегодня мы боимся приобретаемой материальной свободы. Техническое совершенство давно отменило животное беспокойство нашего выживания. Но в результате мы ничего не приобрели, экономика, словно волшебная палочка вместо помощи обратила эти достижения в инструмент всеобщего «сизифова труда».

Почему происходят эти «странные» метаморфозы, почему всеобщий труд и «деловая» занятость стали плацебо по убийству времени и нашей свободы? Ответ может удивить вас. Оказывается, нам не на что тратить своё свободное время, мы боимся свободы, самих себя и окружающих людей. Прогресс давно готов накормить каждого человека, дать нам жильё и образование, предоставить поле для творческой деятельности, но всего этого нет. Нет по нашей вине, из-за боязни перед лицом дальнейших событий. Представьте, если с «завтрашнего» дня в стране и мире был бы объявлен социализм и тем более коммунизм. Это значит, что далее вы можете не ходить на работу, а если и должны, чтобы обеспечить себя всеми материальными благами, то один день в неделю и не более. На что же тратить всё оставшееся время? Бродить по свету, жариться под солнышком, изнурять себя в тренажёрном зале или нежиться в салоне красоты? Свободное время – это «ужасный» фактор?! Если нет светлых, добровольческих идеалов, то бесспорно, что человек сойдёт с ума и стремительно загубит свою жизнь потаканием животным страстям и психологическим комплексам. Именно эта неготовность, этот подсознательный страх перед «пустой», невостребованной слаборазвитым сознанием свободой, убивает наше будущее, добрую волю и гуманные, человеческие качества.

В ответ на это в образе нашего инстинкта самосохранения эгоизм привёл большинство людей к тотальной психической занятости. Человек стал рабом культивации одиночества, взаимного недоверия, экономической эксплуатации и массового психоза разобщённости и несостоятельности. Мы вновь возвращаемся к тому, что сегодня театр «военных» действий жизни – личность. Общественные нормы и правила уже давно готовы к проявлению доброй воли и освобождённого, коллективного сотворчества. Но в мире пока нет тех, кто готов, кто стремиться реализовать этот потенциал.

В этом шумном «беспорядке» общественной жизни нас давным-давно ждёт личное добровольное творчество, в котором мы можем жить не по необходимости, а по велению сердца. Эти сформировавшиеся возможности говорят нам, что мы уже выросли и стали взрослыми, только ещё не понимаем этого, ещё чего-то ждём от материальности, от зависимости, от несвободы. Мы боимся признаться в том, что мы уже взяли от природы всё, что нам было необходимо. Теперь, заглянув в себя, мы должны найти мудрость воссоединения личности и окружающего пространства, стать мастерами своего дела и, наконец, даровать миру опыт, своё свободное разумное, душевное и духовное добровольное творчество. Только при этих условиях мы, наконец, сможем замкнуть круг взаимности между личностью и обществом, свершив восхождение по спирали эволюционного, духовного развития на новую ступень осознанности и соответствующего бытия. Именно так ученик превращается в Учителя – так проявляется универсальная, мудрая добрая воля, объединяющая и уравновешивающая все выражения Человеческих усилий.