Get Adobe Flash player
Главная Книга «Философия добровольчества» Физиология добровольчества Инструменты добровольчества

Инструменты добровольчества

ассматривая огромный опыт работы природы над воспитанием человечества, невольно определяется совершенно линейная тенденция этих Божественных усилий. С каждым «ударом» молота непреодолимых обстоятельств по монолиту животного эгоизма человека материального всё в большей и большей степени перед нами раскрывается и даже позволяет предугадать ту прекрасную форму бытия, которую столь настойчиво и безостановочно ваяет этот единый Скульптор жизни. Так из бесконечно слепой и глухой зависимости является образ Человека – свободного, культурного, одухотворённого творца, способного оценить и восхититься произведением, что предстаёт перед его глазами в облике единого и столь многогранного мира. Это творчество являет единственное и самое убедительное доказательство нашего предназначения – духовного пробуждения, устремления к воссоединению с Создателем – с сокровенным Единством всего мира жизни.

Путь к этому пониманию, к осознанности, раскрывающей нам глаза на явление материи, разумности и духовного бытия пролегает для каждого человека через одни и те же вехи развития, именуемые доброй волей. Однажды мы делаем свой первый шаг и более не смеем остановиться, пока силы не покидают наше бренное тело. Каждый из нас вступает в этот мир в образе материального неведения и огромной веры во благо и любовь, которую проявляют к нам родители. Далее мы свершаем шаги в самостоятельность, пробуждая эго, желания и делая первые волевые поступки. В движении материальность подталкивает нас к производству множества суетных результатов, разумность рассказывает об окружающем мире, раскрашивая его выгодой, вожделением и страхами. Культура смягчает этот грубый эскиз потребительского бытия интересом к красоте и гармонии, вознаграждая людей способностью творить и созидать. И, наконец, духовность устремляет нас к осознанности и свободе.

Все эти шаги – формы доброй воли. От желаний к любопытству, от любознательности к логике, от расчёта к интуиции, от веры к сознанию. Всё это происходит по нашему согласию, здесь нет принуждения. Правда, часто многие отмахиваются от этого эволюционного пути развития. Отрекаясь от имени человека, мы часто придумываем такую психологическую игру, как «я выполняю приказы». Часто мы называем это «ответственностью», заставляя себя жить через самонасилие, полагаясь на чужую волю. Войны, распри, насилие и жестокость – это всё дети именного подобного отношения к жизни. Впоследствии спасаясь от этого самодельного бедствия, многие, теряя душу и разум, устремляются к самоубийству через праздность и забвение, подальше от любого проявления собственной воли. Но даже этот шаг – это тоже наше самостоятельное решение. Просто, для нас так «легче». Мы сокращаем наше бытие и творчество, чтобы меньше думать, уповая на то, будто поручаем свою жизнь в «чужие руки». Не стоит заблуждаться – всё это делаем мы сами, собственными силами, принимая полную ответственность перед Высшими силами, даровавшими нам жизнь. И всё же, вопреки всякой логике, из века в век наряду с растущим безразличием и отрешённостью каждому из нас постоянно даётся шанс изменить своё бытие к лучшему. Однажды в жизнь человека приходит то удивительное время, когда появляется готовность научиться определять качество любого своего решения и осознавать, чтобы каждая мысль и действие стали на самом деле добрыми и благополучными. Правда, подобный побег на свободу от «добровольной» тирании своих психологических комплексов и их владычицы – страсти даётся человечеству и личности с огромным трудом. Всё это требует соответствующего понимания и поиска безоговорочного единства столь противоречивых сторон развития нашей доброй воли. Именно этим аспектам становления человеческой личности мы уделим немного внимания в дальнейшей работе.

Не секрет, что современный мир переполнен информацией. Мы перегружены знаниями о многих физических, экономических и профессиональных навыках, об образцах и формах развития общества, о безмерном количестве философских и духовных доктрин и соответствующих методик воспитания. Но необходимо понимать, что знать о чём-то и быть этим – это два принципиально разных состояния. Когда мы говорим о сознании и Воле, то перед вами раскрывается не ещё одно знание, а самая живая практика нашей готовности принять Мудрость, стать Ею и бесконечно практиковаться в способности везде и во всём творить соответствующие добрые дела.

Но как связать трансцендентность сознания и веры с логикой окружающей действительности? Современный мир и мир прошлых поколений внешне всегда жил по старому материальному образцу – «моя хата с краю … », тем не менее, безостановочно укрепляя общественные устои. Каждый человек всегда пёкся лишь о личном благосостоянии, но как мы уже говорили, чем крепче было это чувство собственности, тем сильнее вырастало и жгучее ощущение беспокойства за сохранность своего имущества. Этот страх всегда собирал людей в сообщество и требовал объединения, что тут же повышало рост коллективного и личного самосознания, устройство общественных принципов жизни, развивало культуру, тем самым, поднимая на новый уровень нашу личную духовную составляющую. В свою очередь, новорожденная духовность всегда находила своих фанатичных поборников, осознающих её особенный прогрессивный, жизнеутверждающий статус человеческого бытия. Но в результате между теми, кто беспокоился о своём имуществе и теми, кто призывал людей шагнуть в духовное братство, всегда была огромная пропасть. Это совершенно понятно, потому что одни не видели в духовности развития своих устремлений к абсолютной материальной безопасности, а другие не принимали эгоистичных, потребительских истоков рождения человеческой культуры, веры и доброй воли. Все эти обстоятельства целиком отражают единственную природную, но внешне противоречивую связь между эгоцентричной феноменальностью бытия и жертвенной потенциальностью трансцендентности Божией Воли. Подобная материальная логика всегда была, есть и, наверное, будет жить в наших расчётливых умах и пылких сердцах, бесконечно диссонируя с духовными принципами жизни.

Конечно, на миг, оторвавшись от потока своих забот и суетных мыслей, посредством логики и ощущений вы можете сопережить, сколь гармоничен окружающий нас мир природы, сколь благодатен путь Человека, осознающего жизненный путь эволюционного, духовного развития. Но один миг – это не целая жизнь, он не может восполнить нашу неполноценность, негармоничность, несостоятельность, несчастье, всё то доброе и прекрасное, что мы постоянно упускаем из собственного бытия. Очевидно, что каждому из нас хочется большего. Разве не стоит этот миг превратить в минуту, час, день, в жизнь, в вечность? Казалось бы, я достаточно сказал о перспективности этого процесса, чтобы привлечь ваше внимание. И всё же очевидно, что человечество, проявляя эгоцентричность, частенько «нарушает» и даже откровенно пренебрегает этими возможностями и правилами жизни. Большинство из нас считают себя выше природы и единства Высшей воли, словно одержимые безумцы бесконечно выставляя на первое место своё потребительское бытие. Именно это непонимание, неприятие, столкновение мнений и взглядов раскрывает глубочайшее «противоречие», лежащее между человеческим сердцем и нашим делами.

С точки зрения целостного взгляда на Бытие, к которому мы стремимся в этой книге, подобное поведение людей – это «очевидная ошибка». Мало того, оно даже не вмещается в линейное размышление логики, так как противоречит здравому смыслу поступательного, а, значит, в том числе и выгодного развития. Но именно в этом «противостоянии» живёт огромный смысл и принцип тех самых сил природы, которые подталкивают сегодня людей к изучению истоков и процессов реализации доброй воли. Такова школа мудрости бытия. Она раскрывается перед нами в движении от индивидуальности и сопротивления к всеобщему единству и согласию, от бытия, определяющего сознание к Сознанию, творящему Бытие. Здесь ничто не происходит без доброй воли, без готовности пожертвовать прошлым ради будущего через практикующее настоящее. Таков путь духовной эволюции сознания. Без этой наглядной двойственности никогда не сможет родиться наша личность, разумность, логика и последующее уравновешенное единое мировоззрение. Только личное, переживаемое, а значит, осознаваемое волевое усилие помогает людям сделать шаг от инстинкта к разуму, от логики к вере, от интуиции к Сознанию. И каждый раз это борьба, это риск и страдание, воля и превозмогание, а в итоге приходящая победа над прошлым, ради качественно нового настоящего.

В этой дилемме раскрывается процесс, который извечно свершает всё человечество, в лице каждого своего представителя, эволюционно изменяя качественную основу личного и общественного мышления. Даже первый материальный шаг от того, когда мы работаем на кого-то, до момента, когда мы сами становимся хозяевами своего дела, есть этот равный вечности путь. Рост нашего самосознания есть на каждом этапе и любое изменение в лучшую, более глобальную сторону – это великое достижение, это новый взгляд на себя, на понимание свободы и качества жизни. Так рождается вера в наше высшее предназначение и способность взглянуть на жизнь совершенно иными глазами. Каждый из вас может ощутить, что в представленном противостоянии есть нечто объединяющее нас. Это противоречие бесконечно терзает каждого человека, оно как «дамоклов меч» висит над головами, извечно мучая нашу логичную, страстную материальность. Словно магнит эти стороны жизни представляют два полюса, между которыми проистекает житейское бытие – воспитание, страдания, выбор, творчество и любовь. Именно так выглядит современный мир человечества. Попробуем же рассмотреть составляющие этого мира с точки зрения рядовой, материальной логики, внимательно изыскивая точки проявления доброй воли, как уже созревшего инструмента воспитания коллективного и индивидуального сознания людей.

Думается, что вы уже достаточно прониклись тем, что путь есть. Ощутили, что он состоит в принятии всех сторон нашего материального и звёздного естества, в осознании людьми каждого шага, каждой мысли и ощущения этого перехода от страха и страстности к свободе, любви и вере. Всё это можно, нужно и даже необходимо принять как данность, как фундамент нашей жизни, мышления и дел. Оцените всеприсущую двойственность бытия как важнейший и самый действенный инструмент, дарованный людям с целью воспитания высшего Человеческого сознания. Только вкусив эти противоречия, вы сможете полноценно распознать путь духовного роста и ощутить равновесие и Высшую мудрость их единства в своём естестве.

Многие века люди спорили о том, что же первично в жизни. Бытие определяет сознание или Сознание сотворяет наше бытие? Коснувшись этой темы, мы не можем остаться к ней равнодушными, так как в понимании этого основного принципа развития бытия скрывается и ваше дальнейшее благополучие. Плоскость этого вопроса никогда не давала людям чёткого и ясного ответа, так как не отражала истинной глубины понимания двойственности мира. Глядя друг на друга, на систему воспитания и образования, мы смело можем заявить, что формируясь в тенетах нашей материальности, только внешнее бытие определяет человеческое сознание. И эта точка зрения понятна, ведь рождаясь на наших глазах, каждый ребёнок попадает в уже сложившиеся бытийные условия, которые целиком и полностью составляют его мировоззрение, характер и сознание. Мы наглядно видим, как внешнее создаёт то внутреннее, что мы именуем опытом, знаниями и даже характером человека. Но это только взгляд со стороны мирской суеты, материального и логичного мышления. Наряду с логикой, являющейся лишь косвенным отражением происходящих событий, духовное Сознание даёт нам совершенно иной качественно новый взгляд на вопрос Бытия и первоочерёдности процессов жизни.

Проникнув в лабораторию Творца и Его единой доброй Воли, мы видим, что лишь Его Сознание формирует Бытие, как следствие Его творческого самовыражения. Если эта фраза вам чужда, то не пытайтесь её понять или критиковать. Это слова для сердца, не для ума. Просто прислушайтесь к доводам, и ясность придёт сама. Поднятый нами глобальный философский вопрос не решается в одно действие. Когда мы слепы и не осознанны, то именно внешнее бытие определяет наше сознание. Таково наше рождение. Да, в этом возрасте мы бесконечно зависимы от внешнего бытия, здесь всё материально и логично. Что дарует нам общество и родители, то и становится вашим представлением о мире, способностями и знаниями. Но чем более мы образованы, нравственно и духовно воспитаны, разумны, тем в большей степени сами начинаем формировать личное бытие, впоследствии воздействуя своим сознанием и волей на весь мир. Именно так мы начинаем выбирать, оценивать и совершать свои поступки всё в большей степени разумно и осознанно. Таким образом, мы видим, что раскрывая и пробуждая через бытие своё сознание, мы сами становимся частью той Воли и Сознания, которое создаёт его.  Можно даже сказать, что мы становимся частью, Его инструментом, созидающим и творящим Бытие. Ведь кто знает, в какой степени и на что влияют наши мысли и сердце, когда мы способны возлюбить весь мир, космос, Вселенную? Бесспорно всё это путь – долгий, сложный и всё же осуществимый.

Значит, при более глобальном и перспективном взгляде на Жизнь легко убедиться в том, что только Сознание определяет Бытие, посредством выявления и использования соответствующей частной природы. Что поделаешь, чем меньше в нас Сознания, а значит и доброй воли, тем более мы зависимы и несвободны. Поэтому легко понять, что когда общество ставит на первое место потребительство и материальность – оно хочет сделать людей слепыми, бездумными, бессознательными рабами чей-то недоброй воли. Но если нас учат добру, расширяют наш кругозор, формируют комплексное нравственное мировоззрение, воспитывают волю и способность видеть во всём гармонию Единства – значит, мы родились в великий век духовного пробуждения.

Конечно, вначале глаза сообщают нам, что только бытие влияет на наше самоопределение. Таков первый шаг сопереживания Божественной мудрости построения мира. Но те, кто шагнул глубже в восприятие причин и следствий своей жизни знают, что только собственная развитая воля и мышление влияют на события, которые происходят с нами. Им известно, что связь с Высшим Сознанием или если сказать иначе – Божией Волей позволяет в считанные мгновения изменить своё бытие в добрую, благополучную и созидательную сторону. Но эта связь требует постоянного внимания, волевой духовной напряжённости, впоследствии трансформирующей не только мышление, но и весь образ жизни человека. Из этих размышлений отчётливо видно, что материальность, генетические данные, подсознание, условия жизни, природа и судьба – это всё проявление единого Сознания, той единой доброй Воли, которая сотворяет этот мир и которая дарована каждому из нас. Во всём этом ясно очерчена одна вечная цель – воспитание в нас личности, человеческого, гуманистического, нравственного волевого начала. Такова миссия Жизни. Именно этот фактор мы можем назвать своим индивидуальным сознанием, выбором, разумностью и готовностью познать, принять и воплотить в бытии Высшее начало – добрую, созидательную, согласную волю.

Именно так человеческая жизнь от логики и рассудительности о перспективах материальной выгоды переходит в бескомпромиссную веру в свои душевные и духовные силы. Эта вера перерастает в реальную и постоянную связь людей с Небесными силами, тем самым, вознося нашу личность над логикой рассуждений и препровождая в лоно постоянного Единого волевого действия – Творчества. В свою очередь, прощаясь с логикой, переходя в мир Сознания, мы развиваем свою интуицию, дарованную нам через веру, молитву, медитацию, духовный опыт. Но, не смотря на «отдалённость» значения этих слов от жизни, стоит сказать, что все они непосредственно связаны с реальными ежемгновенными делами и поступками доброй воли, что являет тот новый благополучный образ жизни, который столь недоступен «рассудительным» материалистам.

Но только ли в материальности и духовности скрываются противоречия человеческой натуры? Ведь вокруг есть множество аналогичных конфликтов, основой, которых могут быть всё те же причины. Разве внутреннее психологическое и душевное противостояние атеистической, рассудительной материальности и нерасчётливой, одухотворённой веры, не отражается и в двойственности личных и общественных интересов? Наша обособленная личность в данном случае представляет эгоизм, собственничество и материальное мышление, а человеческое общество являет образ духовного восприятия жизни посредством коллективизма и согласия, как некий прообраз единства окружающего мира природы, Вселенной и того трансцендентного Начала, которое является Творцом и Венцом жизни. Из этих рассуждений можно понять, что взаимоотношения между личностью и обществом – это тоже «противостояние» двух сил, указывающее на ещё один инструмент воспитания нашего духовного добровольческого самосознания.

Хорошо известно, что вначале жизни мы доверчиво принимаем всё, что нам предлагает человечество в лице общественного института законов, нравов и знаний. Кроме того, стоит отметить, что если мы не хотим получать соответствующий урок, то нас всё равно заставят принять указанное знание, навык или мнение. Понятно, что общество бесспорно тоталитарно по отношению к каждой отдельной личности, но особенно ярко это проявляется по отношению к детям. Мы безоговорочно уверены, что точно знаем, что будет лучше для будущего человека, тем самым, в большинстве случаев лишь подготавливая его к практике дальнейшей жизнедеятельности на «благо» общественных, а как правило и частных интересов. Не стоит этого стыдиться и уже тем более осуждать. Важно понимать, что же происходит на самом деле, как строится наш мир и каковы взаимоотношения между поколениями, личностью и обществом.

Со временем, когда ребёнок подрастает, он начинает «самостоятельно» оценивать качество происходящих вокруг событий. Естественно, глядя на логику сформированного в нём эгоцентричного мышления, он становится способным противостоять «насилию», в итоге общество становится его оппонентом. Что поделаешь, но излишняя жестокость и напористость общества, несогласованность действий и двойная мораль рождают те самые проблемы, которые мы называем переходным возрастом. Юная личность всё больше и больше начинает различать и оценивать свойства информации и взаимоотношений, распознавать двойственность мира, а значит использовать разные стороны его проявления. Одна из которых устраивает индивидуума, а иная противоречит желаниям, мышлению и чувствам молодого человека. В этот период становления самосознания, юность искренне выражает окружающему миру вотум соответствующего душевного, эгоцентричного, а порой и просто невежественного недоверия. Не для всех этот период оканчивается благополучно и это видно по тому миру, который окружает нас. Насилие, потерянность, фанатизм, ненависть, развращённость, безразличие и разочарованность – таковы итоги социальных ошибок, формализма общества и неподготовленности отцов и матерей к той великой ответственности, которую они берут на себя. Но преодолев все препятствия «неудачной наследственности», воспитав разумное и духовное начало, осознав всю воспитательную значимость общественной культуры, дарующей великие блага знаний, законов и духовного опыта, молодость благодарит нас, награждая мир своим согласием и творчеством. Так юность взрослеет и становится зрелостью, в дальнейшем стараясь всячески поддержать общество и наделить цивилизацию своей добродетелью.

Именно так от бессознательного инстинктивного доверия люди переходят к формированию двойственного мышления, оппонирования и рассуждения, в дальнейшем, посредством опыта, превращающегося в единое мировоззрение и комплексную добровольческую нравственную позицию. Эти перипетии самосознания хорошо видны в возрастных изменениях нашего миропонимания. Именно в них мы видим баловство ребёнка, вздорность характера подростка, кризис среднего возраста и мудрость старости. Так формируя своё «я», люди, как правило, приходят к противостоянию внешним обстоятельствам с целью рождения и кристаллизации воли. И только в дальнейшем совершенствуя своё волеизъявление посредством согласного взаимодействия с обществом и природой мы достигаем того мгновения, когда начинаем служить человечеству, как прообразу Высшей воли, тем самым, проявляя единство. Именно так каждый из нас, приобретая глобальное качество ответственности взрослого мира в образе нравственного мировоззрения, осуществляет личную жертву посредством знаний и навыков перед лицом общества и будущего поколения людей. Развоплощая личный эгоизм, тем самым свершая Служение, мы становимся осознанными гуманистами, носителями согласия, гармонии, единства и святости.

В этом примере важен и ещё один аспект духовного роста. Заметьте, во всём этом нет религиозности. Ведь сегодня слова «духовность» и «религия», как правило, воспринимаются многими людьми как синонимы, как нечто единое и не делимое. Но мы видим, что во взаимоотношениях между личностью и обществом, между эго, разумом и душой нет никаких религиозных аспектов – это исключительно внутреннее пространство. В нас, во внутреннем переживании и воле нет никаких слов и значений, а, значит, нет определений и толкований. Здесь, в человеческом сердце, живёт лишь внимание, живое переживание, энергия, готовность научиться добру, произвести в сознании и подсознании качественные волевые реформы самовосприятия в согласии с совестью, посредством изменения мышления через связь с Высшим. Каждое слово с большой буквы – это слово о теизме, но не стоит навязывать или утверждать лишь одну из его бесконечных сторон. Конечно же, если вы уже имеете свой религиозный опыт, то непременно вера определит эту связь как свойство и результат соответствующего вероисповедания, обращаясь к тому Имени и Образу, Которое для вас священно. И это естественно! Нет смысла противоречить этим обстоятельствам, во многом это даже облегчает путь. Но аспект изучения доброй воли прекрасен тем, что позволяет найти веру и взаимосвязь с Высшими силами, прежде всего, тем, кто не мыслит себя в лоне церкви и вероисповедания, кто ещё не определил стезю своего духовного развития. Социальное служение, раскрытие духовных начал Высшей воли через добровольчество распахивает двери перед миллионами прагматичных, разумных, а также утерявших или не нашедших смысла жизни людей в иной мир, в иное бытие, в котором живут исключительно любовь, доверие, творчество и благо. Добрая воля и воссоединение с её Источником ни скольким образом не умаляют ни одной религии мира, и не требуют обязательного подтверждения вероисповедания или политической оценки. Добровольчество – это лишь инструмент духовного роста, воспитания индивидуальной, глубоко личной осознанности. Это тот путь, когда представление о добре и Божественном благе из области слов, заповедей и толкований переходит в реальную практику дел, веры и живой связи между единым Высшим и нашим индивидуальным, материальным проявлением. В данном случае добрая воля являет универсальный источник всеобщего согласия. Она рождает воссоединение людей в стремлении к индивидуальному духовному самосовершенствованию без двойственности слов и определений, опираясь лишь на живое сопереживание, согласие, действие и окружающую всеобъемлющую гармонию.

Мы знаем, что наши взгляды и пожелания часто не совпадают с устоями общества, мало того, порой эти разногласия становятся настолько очевидны, что приводят к гибели, как отдельных людей, так и целых цивилизаций. Но любое разногласие – это противостояние, неспособность найти в себе единство, проявление эгоизма, как правило, подпитываемого болезнью души – человеческими страстями. Стоит отметить, что этим страдают не только отдельные люди, но порой и целые государства, возглавляемые подобной личностью. Правда, окружающая действительность сообщает, что сегодня человечество подошло к очень важным достижениям в области взаимного понимания. Наверное, стоит признать, что общество шагнуло чуть дальше, нежели наше личное мировоззрение. И это естественно. Ведь мы – индивидуумы постоянно «конкурируем» с цивилизацией. Вначале мы обучаемся у неё знаниям, формируя своё начальное, логичное мировоззрение. После, обогатив себя личным трудом, духовным опытом и рвением к мудрости впоследствии возвращаем миру свой долг, даруя обществу новое знание в виде продуктов нашего труда, искусства, размышлений, открытий и духовных откровений. Таким образом, люди живут то, отставая от общества, то чрезвычайно опережая его. Подобная «челночная политика» обучения целиком и полностью отражает единый принцип воспитания сознания посредством двойственности бытия, где на весах Жизни бесконечно уравновешиваются всемирное тяготение милосердия Доброй Воли и страстного эгоцентричного потребительства.

Думается, что эти размышления должны в достаточной степени подготовить вас к поиску и рассмотрению того, что смогло бы объединить эти противоречия в реальной практике повседневной жизни. Несложно догадаться, что божественным инструментом согласия в мире наших психологических и разумных поисков является социальное добровольчество, как ничто иное наиболее гармонично воссоединяющее столь разные полюса мирской жизни. Если внимательно рассмотреть предлагаемую мною версию дальнейшего духовного развития, то вы не раз убедитесь в её чрезвычайной жизнеспособности. Ведь феномен воплощения осознанной доброй воли являет, как прикладную материальность реализации, так и трансцендентную одухотворённость своего проявления. Она исключительно индивидуальна и, тем не менее, служит только в интересах общества. Это сочетание всех сторон человеческой природы явно указывает, что за подобной формой бытия и её воплощением в личную и коллективную жизнь – явное преимущество и бесспорная перспектива. Осталось создать школу, общественный институт добровольческой культуры, основывающий практику воспитания на истинных, Высших принципах своей организации. Включающий в образовательную программу весь спектр проявления доброй воли от эгоцентричной двойственности нашего материального рождения до духовного единства воссоединения вашего сознания с Божией Волей.